Я бы очень хотела помочь своему 6-летнему сыну, у которого присутствуют некоторые
аутичные черты. С чем связано то, что ребенок постоянно сует в рот то, что совать
нельзя - например, карандаши и ручки при рисовании и письме? Его не останавливают
даже супертвердые наконечники. Сгрызает ластики для стирания... Бумагу жует,
книжки,салфетки. Это нервное возбуждение так выражается? Уже 3 года, как это
продолжается, все время говорю, что нельзя, но не помогает. Как с этим бороться?
Откуда берется у ребенка желание пробовать все несъедобное на вкус? Ведь умом
все понимает, обсуждали многократно. Или это проявления импульсивности? Спасибо.Moonlike - 11-10-09 в 05:54
Если аутичные черты, то такие чувства как обоняние и осязание и вкус обострены, а
значит все пробуется - нюхается и пробуется на вкус на автомате, так же как вы
осматриваете незнакомый предмет.
Ну и нервное тоже, особенно при ожидании.
PS
Я тоже любила в школе пожевать ручку или ластик погрызть. От ластика откусываешь
кусочки - это интересно - и на них смотреть и на место откуса (по моим
воспоминаниям), ну а ручку больше от задумчивости или от нетерпения. Да, на
карандаше тоже интересные следы от зубов остаются. И я ведь все понимала - но
удержаться не могла, хотя мне никаких диагнозов не ставили.ktyz - 13-10-09 в 12:56
С чем связано то, что ребенок постоянно сует в рот то, что совать нельзя - например,
карандаши и ручки при рисовании и письме?
Такие ситуации
обычно многофакторные.
В первую очередь надо смотреть сенсорные проблемы:
латенции, локализации, интерпретации.
Очень часто оказывается, что более менее адекватно ребенок ощущает только через
рот и околоротовую зону.
Типичная проба: когда ребенок чем-то занят берем, например, за ногу и держим. (Вне
его поля зрения и не создавая помех его активности).
В норме ребенок обнаруживает это событие моментально. Может бросить взгляд --
чтобы сообразить что же это там, а может и так поймет что произошло, и дальше -- по
выбору, как решит -- принимать ли это событие во внимание, или не стоит.
При сенсорных проблемах возможны варианты.
1. Не замечает вообще.
2. Замечает, но с большой, может быть в минуты, задержкой.
3. Локализует -- смотрит на место события, пробует рукой, отбирает ногу.
4. Не локализует -- начинает беспокоиться, приостанавливает свою активность.
5. Адекватно интерпретирует хотя бы как внешнее, телесное, событие, хотя и без
локализации.
6. Не справляется с такой задачей, переживает событие как душевное.
7.Локализует, но не может интерпретировать ощущение -- сильное оно или слабое,
опасное или безопасное и т. д.
Со всеми этими проблемами можно и нужно работать.
При их наличии понятно, что ребенок постоянно сенсорно голодает и должен как-то
решать эту проблему -- остается только все время что-то пихать в рот.
Может быть и совсем другая природа этого занятия: стереотипия.
А может и просто выглядеть как стереотипия, а оказываться просто наиболее
доступным занятием, в котором ребенок успешен, ориентирован и т. д.
А может быть и так, что у него предпочтительная сенсорная модальность -- вкусовая,
в отличие от нашей -- зрительной.
Много чего может быть, надо наблюдать, делать пробы, думать.
Основной инструмент работы в таких случаях -- игры вокруг сенсорной стимуляции,
основную модель которой я здесь описывал.ktyz - 13-10-09 в 13:04
Я тоже любила в школе пожевать ручку или ластик погрызть.
И сам хорошо помню и вкус и запах, и карандашей и ручек.
Сейчас по моему большинство детей в школе этим занимаются.
В паре классов, в которых я перебирал содержимое пеналов у детей, во всяком случае
было так.
Такое, у нормы, происходит при интеллектуальной перегрузке, когда мозговые "верхи"
истощаются.
На нашей фене -- "ребенок упал на ствол", в смысле ствола мозга.