А когда родная мама делает ребенку Войту - это, по Вашему мнению, тоже госпитализм,
только другого вида, чем если бы мама лежала с ним в больнице?
Рахель - 29-9-09 в 12:17
И еще вопрос: про динамику развития. Т. е. Вы действительно считаете, что в
реабилитации ребенка с ДЦП возраст не имеет того решающего значения, которое ему
обычно придают? Меня бы это очень утешило! А это где-то написано? Не то чтобы я не
верю Вам на слово, просто все, что я читала до сих пор, сводилось к тому, что
пластичность мозга достаточно жестко ограничена возрастными рамками. Поэтому
хотелось бы почитать что-нибудь другое!
Nitra - 29-9-09 в 17:40
Цитата: Исходное сообщение добавлено ktyz |
Госпитализм (от лат. hospitalis — гостеприимный; госпиталь — лечебное учреждение) — в
буквальном смысле, совокупность психических и соматических (см. Психосоматика)
расстройств, обусловленных длительным пребыванием человека в больничном
стационаре в отрыве от близких людей и дома. Понятие "госпитализм" ввел в оборот
австро-американский психоаналитик Р. Спите в 1945 г., исследовавший его причины,
проявления и последствия у младенцев и детей, долго находившихся в больницах. По
Р. Спитсу, госпитализм младенческого и детского возраста обусловливается
преимущественно разлукой с матерью. К симптомам госпитализма он относил
замедление психического и физического развития, отставание в овладении
собственным телом и языком, пониженный уровень адаптации к окружению,
ослабленную сопротивляемость к инфекциям и т. д. Последствия госпитализма у
младенцев и детей являются долговременными и зачастую необратимыми. В тяжелых
случаях госпитализм приводит к смерти. Явления госпитализма, по Р. Спитсу,
возникают в различных заведениях, где уход за детьми и их воспитание
осуществляются при полном или частичном отсутствии матери, и в условиях семьи,
где матери не любят своих детей или не уделяют им должного внимания. Госпитализм
взрослых людей характеризуется социальной дезадаптацией, утратой интереса к
труду и трудовых навыков, уменьшением и ухудшением контактов с окружающими,
тенденцией к хронификации заболевания и другими проявлениями.
|
Да, у нас так ребенок до 1.5 лет 4 пневмонии перенес(с реанимациями и разлукой со
мной). Так она сейчас чужих людей боиться, боиться моего ухода и чужих мест.
А вот тут уезжали из дома в центр на лечение. Так она там уже погрустнела(до этого
развеселить можно было), сейчас дома отходим от тамошнего лечения(не занимаюсь
физически с ней). Не знаю как уже быть, в больницы ее одну уже не отдаю.
Даже не знаю, как душу теперь лечить ребенку...
Рахель - 29-9-09 в 18:51
Цитата: Исходное сообщение добавлено ktyz |
Насколько я понимаю, вы только прикоснулись к проблеме.
Надеюсь Шимон "оттаял" и никаких депривационных хвостов из вашей войтовской
истории не тянется. |
В общем, да, только прикоснулись, и давно уже оттаяли. Что касается контактов,
имеем в основном приятные впечатления. Типа такого: были недавно в своем
реабилитационном центре, так директор позвала меня и стала рассказывать: мол,
скоро будет праздник, посетят его спонсоры, нужно постараться всем прийти и быть в
хорошем настроении. Я говорю: "Ну, Шимон всегда в хорошем настроении!" Она отвечает:
"Конечно, именно поэтому я вам первым об этом и сообщаю". Действительно приятно
было))))
Может, действительно не так страшно, что у нас с "кондовой" реабилитацией не
получилось?
ktyz - 1-10-09 в 11:50
Цитата: Исходное сообщение добавлено Рахель | А когда родная мама делает ребенку Войту - это, по Вашему мнению, тоже госпитализм,
только другого вида, чем если бы мама лежала с ним в больнице? | Госпитализм и депривация обычно употребляются как синонимы, хотя мне
кажется, что имеет смысл их разводить.
Госпитализм, как явление -- указывает, что ребенок нуждается в личностных
отношениях.
Не только психически, но и, как выясняется, буквально физиологически от их наличия
зависим.
Так что госпитализм -- результат депривации -- утраты или сильного дефицита
-- нормальных отношений с близкими людьми.
Если понимать занятия по Войте как безусловно принудительные, и ребенком
совершенно нежелательные, о чем он старательно всем сообщает, и всячески
пытается их избежать, а они все равно проводятся, раз за разом, то почти
безразлично кто их проводит -- мама или тетя, а мама сидит рядом. Или не сидит, а
выгоняется из кабинета.
И в том и другом случае происходит последовательное разрушение базовых отношений
"мать -- ребенок", а вместе с ними и всех в системе "я -- другие".
С естественным последующим, уже вторичным, развитием комплекса госпитализма. По
понятной причине: мама -- вот она, но ... депривация ... .
При этом не надо естественно абсолютизировать ценность комфортности детской
жизни.
Дети, в отличие от взрослых, так хотят быть здоровыми, что, зачастую, с
удивительным терпением переносят многократные мучительные медицинские
манипуляции, претерпеть которые далеко не каждый взрослый в состоянии.
Опираясь на те самые личные отношения о которых шла речь.
Так что дело не в тыкании пальцем туда или сюда, пусть и некомфортном.
А в отношениях. Человеческих. Или не человеческих.
Например, знаете ли Вы, что в детдомах, по окончании рабочего дня, остается один
дежурный педагог эдак детей на 500?
Что гарантирует полную власть над детьми сплоченной банды психопатов, всегда
имеющихся в таком коллективе? Со всеми вытекающими?
Так что организация условий для депривации происходит не случайно, а вполне себе
осознанно.
В результате многолетней упорной работы многих граждан, активно борющихся за
организацию таких условий.
И последовательно продвигающих свои идеи в массы.
В частности, в виде модели занятий "поВойта".
В которой, у меня по крайней мере, нет никаких причин винить самого Войту.
Рахель - 1-10-09 в 21:20
Цитата: Исходное сообщение добавлено ktyz | [Так что организация условий для депривации происходит не случайно, а вполне себе
осознанно.
В результате многолетней упорной работы многих граждан, активно борющихся за
организацию таких условий.
И последовательно продвигающих свои идеи в массы.
В частности, в виде модели занятий "поВойта".
В которой, у меня по крайней мере, нет никаких причин винить самого Войту.
|
Мне это, честно говоря, напоминает фразу нашей преподавательницы истории партии в
МГУ: "Маркс не сразу стал марксистом". Т. е. Вы
хотите сказать, что современная модель "занятий по Войта" вовсе не им
сформирована? А он-то тогда как себе все это представлял?
Рахель - 2-10-09 в 08:55
И еще вопрос по той же теме, даже более актуальный: почему система занятий по Войте
в ее нынешнем виде сложилась именно так, как сложилась?
ktyz - 3-10-09 в 15:06
Имеет.
Точно так же как в развитии любого ребенка.
Основная проблема -- депривация.
Всяческая.
Обычно ребенок может достаточно успешно терроризировать окружающих на предмет
удовлетворения своих потребностей.
И в общении и в получении разнообразных впечатлений и опыта.
Совершенно нормально взрослый просто не справляется с его запросами.
Справиться с ними можно только с помощью других детей, причем разных возрастов.
Природой предусмотрена такая схема.
Я в свое время провел пару экспериментов, натравливая собственного трехлетку
(которого мы, до школы, старались держать в основном в деревне, в контакте с
довольно большим набором разновозрастных соседских детей), на по настоящему
крупных, мощных, спортивных мужиков.
Результат: мужики через полчасика выдыхались. Совсем.
Ну в самом деле, кто может ловить и кидать полчасика пудовую гирьку?
А было у него такое любимое занятие: разбежаться по дивану и в тебя прыгнуть, а ты
его должен поймать и кинуть обратно.
И так без передыху.
Так вот, я где-то до двухсот полетов примерно мог считать, а потом было уже все
равно.
И думал я, про себя, что просто слабак.
Но эксперимент на приятелях показал, что в общем-то я ничего.
Потому как они выдерживали не на много больше.
При сухом весе под сто и прочих своих серьезных кондициях.
В свое время, в Англии, не очень умный детский психолог, будучи заодно действующим
бегуном на длинные дистанции, решил "войти в роль" годовалого ребенка и попробовал
повторять за ним все действия.
Но ребенок генерирует такое количество событий, что он
часик поповторял и доповторялся до инфаркта.
Молодой, здоровый.
Конечно далеко не все дети такие динамо-машины.
Это совершенно не обязательно.
Но интенсивность событийного потока всегда у мелких велика.
Вот с этим у ДЦП-ят проблема.
Не получается у них с должной интенсивностью терзать окружающий мир.
И чем раньше и чем большие усилия прикладываются к решению именно этой проблемы
(конечно не безоглядно, ДЦП-ята могут довольно долго "приходить в себя" и просто не
держать нагрузку), тем лучше результаты.
Вот, стараюсь ... .
Ой! Пожалуйста! Не верьте!
Потому как занятия с ДЦП-ятами требуют текущего понимания событий, оперативного
принятия решений и конкретных, буквально, действий. И все это -- в реальной жизни.
Вашей и ребенка.
Никакие авторитеты в этом деле не товарищи, а очень даже наоборот.
И я стараюсь в них не попадать.
Я подозреваю, что
дело не в "пластичности", а в том. что мозг -- растущий.
Все функции у ребенка нужны не только для себя, но и для развития других.
Все выпадения функций соответственно вызывают последствия, в прямую к этим
функциям не относящихся.
В первую очередь вы виде блокад развития других функций.
И не только функций, но и органов, в частности мозга.
Который, как и все в теле, развивается последовательно, от этапа к этапу.
Скажем типичная ДЦП-шная маленькая пятка -- результат того, что ДЦП-енок ей не
стучит обо все что попало и, к году, разница обычно уже очень отчетлива.
Я не знаю,
где бы могли такую работу сделать.
Ведь для этого надо не только вести последовательную коррекционную работу от
рождения и до пенсии, но и еще мониторинг ее результатов.
Занятия с ДЦП-ятами везде довольно ограничены и непоследовательны.
Все остальное -- единичные случаи. Вопреки всему.
Насколько я понимаю, только недавно возникли во всяких германиях места, где
пытаются заниматься последовательно.
У нас таковых вообще нет.
Во всяких швейцариях например занимаются, если вообще занимаются, пару часов в
неделю.
При этом, на голубом глазу, уговаривают родителей что этого совершенно
достаточно.
Что, мягко выражаясь, грубо говоря, -- откровенное вранье.
Но вы знаете как родная ВОЗ определяет состояние здоровья?
Как состояние благополучия!
Так что главное теперь в медицине искусство -- уговорить клиента, что жизнь --
прекрасна!
Ну а если не верит -- антидепресантами подкормить ... .
А Вы -- почитать ... .
ktyz - 3-10-09 в 15:33
Ага! классика!
Сильно подозреваю.
Потому как не бывает коммерческих школ выучивающих мастерству.
А ремесленным образом, тупо реализуя стереотипные программы, нельзя с детьми
работать.
Так даже одинаковые табуретки, как известно, хорошо делать не получается.
А дети -- разные, и -- живые.
У Войты -- получалось заниматься с детьми.
Мой опыт общения с людьми, что-то понимающими в обучении движению, не важно какому,
говорит, что все они понимают, что на ремесленном уровне продуктивно учить
двигаться -- невозможно.
Почему Войта должен быть исключением?
Понятия не имею,
но то что схемы типа "две минуты давим" не имеют отношения к жизни он не мог не
понимать.
ktyz - 3-10-09 в 15:36
К сожалению, такова судьба всех тиражируемых
программ обучения движению.
Видимо потому, что попадают они в руки людей, занятых не столько работой по
программе, сколько (или только) тиражированием ее.
Это работа.
Вечно повторяющаяся.
Как у школьных учителей.
Сама в себе.
С полной потерей смысла и целей обучения.
Дети же терпеть не могут бессмысленного повторения.
А грудные дети им просто оскорбляются.
Могут принимать повторы только как форму живого общения.
В котором система им отказывает по определению, потому как обращается не к людям а
к рефлексам.
На что дети, твердо уверенные что они человеки и волне достойны уважения,
естественно обижаются.
Что раздражает исполнителей программы.
Отчего они действуют еще более строго (а вернее тупо) по букве закона.
И следующим поколениям уже преподносится как единственно правильное: дети --
объект для ваших манипуляций.
А что они там себе думают вас интересовать не должно.
Работа есть работа.
Я неоднократно наблюдал, как дети упорно не делают даже то, что могут, когда это из
них, "повойта", выдавливает мама в надежде, хоть таким способом все это прекратить.
Просто потому, что не могут видеть как у мамы глаза становятся оловянными.
|