Даунята -- не простые для обучения ребята.
И по объяснению плохо берут, и стереотипны.
Поэтому в первую очередь надо нащупывать те формы отношений в которых удается
добится взаимодействия, сотрудничества.
Потому что даунята обычно очень плохо учатся сами, им необходима опора в этом деле
на другого человека и в тех задачах, которые дети обычно решают сами.
Там где вы чувствуете что ребенок адаптируется к ситуации, наблюдает, ждет, вы
можете рассчитывать на подражание.
С другой стороны возможно и прямое вовлечение в совместные действия.
Например, вы же вполне успешно можете идти держась за руки?
Значит можно попробовать поиграть в игры типа "три шаги налево -- три шаги направо".
Проще начинать с глобального пространственного сотрудничества.
На нем вы и обучаемость и память ребенка сможете оценить, и свои педагогические
таланты проявить, но без объяснений, пожалуйста, и алгоритмов, а лишь с
комментированием действий.
Главная задача на этом этапе, как я понимаю, вам обоим приобрести опыт обучения.
Делать это надо там где получается и интересно вам обоим. Дети -- очень не
прагматичные создания. И слово "надо" они не понимают.
Так что главный ваш учебный инструмент -- хорошее настроение и удовольствие от
занятий, иначе они для ребенка просто не имеют смысла.
-------------------------
Для того, чтобы донести полную ложку до рта надо научится ее полную носить, а для
этого такое занятие должно оказаться для ребенка интересным.
Можно, например, взять большой черпак и попробовать поиграть во всякие
наливания-переливания. (В квартире кроме как в ванне это наверно не получится).
Переносить ложкой можно не только воду, все что угодно, главное наладить
намерение -- донести из одного места в другое.
Потом уже этот навык можно включить в процедуру еды.
-------------------------
Слезть с соски может быть очень не просто.
Обычно начинают с того, что постепенно увеличивают отверстие, а затем, когда
ребенок уже фактически пьет через трубку, медленно и незаметно эту трубку
укорачивают.
Дело в том, что у ребенка мог закрепиться стереотип сосания с помощью языка и
именно это ощущение для него оказывается опорным.
Просто отказаться от него он не может, надо его плавно
замещать.
----------------------------
Кроме того надо запустить работу языком по перемещению пищи во рту, которой тоже
видимо нет.
Это я обычно предлагаю делать через два занятия:
Обсасывание и облизывание гирлянды из больших пуговиц, нанизанных на очень
толстую леску, которую можно обмакнуть во что-нибудь сильно интересное, скажем, в
растаявшее мороженое.
Запускать такое развлечение надо сильно осторожно: пуговицы, как вы
понимаете никто не обязан делать из пищевых пластиков, так что выбирать их
придется на свой страх и риск, и леска должна быть совершенно надежной, такой,
чтобы ребенок даже при большом желании не мог ее перегрызть, и завязана надежно.
Это не все.
Редко, но бывают дети "без тормозов", которые не будут удерживать эту гирлянду в
ротовой полости и легко пропустят ее в глотку, что, как вы понимаете, допускать
нельзя, так что отвлекаться в этих забавах Вам нельзя совсем.
--------------------------
Для того, чтобы отработать "контроль границы" между ротовой полостью и глоткой,
куда должна поступать только порция пищи для глотания, обычно предлагаю
осваивать удержание в ротовой полости больших предметов, да и те, на всякий
случай, поначалу, имеет смысл придерживать на той же леске.
-------------------------
Возможный вариант отработки перемещения пищи языком -- "игра в прятки" с грецким
орехом (у которого надо предварительно сточить острый кончик).
Сюжет такой: на глазах у ребенка берете орех, который ребенок хочет у вас забрать,
в рот, после чего запихиваете его за щеку и показываете, что во рту пусто, по
дороге помогая ребенку понять куда орех делся, после чего "незаметно"
перепихиваете его за другую щеку и т. д.
Потом меняетесь ролями.
Задача -- научить ребенка играть в такие игры сначала с грецкими орехами, а затем с
лесными, но уже с несколькими.
----------------------------
С кусанием обычно проще всего -- оно осваивается через игры "в собачку", в
удержание в зубах отбираемого или переносимого предмета.
-----------------------------
Жевание -- как продолжение игр в кусание.
Вспомните, что маленькие дети начинают кусаться задолго до того как начинают по
настоящему жевать.
Для этого удобен банан, который только чуть высовывается из вашего кулака и
который вы аккуратно позволяете ребенку лишь соскабливать зубами, так что за один
"укус" ему не достается почти ничего. (Ну а если глотание налажено, то и яблоко
годится).
---------------------------
Наработка глотания не жидкой пищи тоже требует некоторого терпения и
изобретательности, хотя это обычно дается проще и строится на смешении минимум
двухкомпонентной пищи.
Для особо чутких приходится, например, варить две рисовые каши, одну чуть дольше
чем другую.
Первая задача -- добиться переносимости хотя бы небольшой негомогенности,
ну а дальше, понятно, проще.
------------------------------
Ну и напоследок надо заметить, что хотя практически все предлагаемые игры выходят
далеко за рамки приличий, им, с одной стороны, нет никакой "приличной" замены, а с
другой они, позволяя ребенку лучше осознать и прочувствовать всю сферу еды,
обеспечивают базу для подражания взрослым за столом, к чему дети стремятся как
только это становится доступным.