Форумы сайта Особое детство

Опыт коррекционной работы с детьми-аутистами

мамаПоли - 5-3-07 в 18:35

Наткнулась в Интернете на статью Елены Орнес "Израильский опыт коррекционной работы с детьми-аутистами".В этой статье Елена Орнес рассказывает об израильском опыте лечения аутизма — тяжелого психического расстройства у детей.
Может быть, будет интересно обсудить?

Mashanna - 20-3-07 в 19:09

Интересно было бы познакомиться с этой программой REKS , ничего раньше про нее не слышала, поисковик тоже не помог ничего найти. Может кто знает?

Мария_Дименштейн - 21-3-07 в 02:24

Цитата:
Исходное сообщение от Mashanna
Интересно было бы познакомиться с этой программой REKS , ничего раньше про нее не слышала, поисковик тоже не помог ничего найти. Может кто знает?

Имеется в виду программа PECS, использующаяся в США, Англии и некоторых других странах (в том числе, как мы видим, и в Израиле). Эта система направлена на вызывание и поддержание коммуникации с помощью карточек с изображениями. Некоторая информация об этой и других системах, принятых в США, есть в прикрепленном файле (скачано из интернета, за качество перевода не ручаюсь :no:)
А в конференции "Другие дети" на 7-я.ру можно почитать родительское обсуждение этой системы.

Вложение: Аутизм-методы коррекции.doc (57kB)
Этот файл был скачан 4403 раз


Галина - 24-3-07 в 19:28

Из статьи:
Цитата:

Занятия по развитию речи проходят индивидуально с каждым ребенком по американской методике REKS (в переводе: общение и обмен информацией для неговорящих)...


Мне не очень понятно как развивать речь при помощи табличек.
Может быть я чего-то не понимаю, но ведь речь - это сложный процесс, где должен быть задействован и артикуляционный аппарат и многое другое. А общение с помощью картинок это замена речи, простейший способ коммуникации, но никак не речь.
Мой сын знает и может произнести названия практически всех предметов. А вот связка между словами частенько отсутствует. Его вполне удовлетворяет, что все и так его понимают с одного-двух слов. И еще радуются "Тима говорит!":shuffle:... Хотя при необходимости вполне четко и грамотно может составить предложение! Но строго - когда возникает необходимость для него самого. :rolleyes: А если перейти на таблички, то и то что имеем мы потеряем, или я не права?

P.S. Прочла ссылку по PECS на конференции "7-я", многое прояснила.

Валенсия - 24-3-07 в 23:29

Об этой PECS я здесь впервые прочла, ничего о ней не знала. Но хочется отметить, что у аутистов действительно речь развивается лучше, когда они опираются на картинки. Я уже неоднократно писала, что рисую сыну иллюстрации к текстам учебника, иначе понять смысл для него проблематично, пересказать тем более не сможет. А обсуждение картинки, пересказ по серии картинок (по типу комикса) очень помогает в учебе. Новые слова и понятия запоминает только при наличии иллюстрации, простое описание предмета в голове его не откладывается, не запоминается. Так что на любом уровне развития речи картинки - наши помощники.
Я понимаю, что несколько ушла в сторону от темы, но все-таки это связано. Речь развивается с опорой на зрительный ряд. Только уровень разный.

babushka_m - 24-3-07 в 23:36

Цитата:
Исходное сообщение от Галина
Мне не очень понятно как развивать речь при помощи табличек.
А если перейти на таблички, то и то что имеем мы потеряем, или я не права?
P.S. Прочла ссылку по PECS на конференции "7-я", многое прояснила.

Да, там очень увлекательная дискуссия, только не сразу начала читать - сбило, что вначале про применение пиявок. Я так поняла, что PECS можно использовать для начальной коммуникации и как поддержку в сочетании с "нормальными" способами развития речи, а если речь уже "пошла" - лучше вовремя убрать. Или использовать с большим неговорящим ребенком, когда понятно, что речь вызвать не удается. Или это не совсем так?

Renata - 19-11-07 в 23:44

Цитата:
Исходное сообщение от Mashanna
Интересно было бы познакомиться с этой программой REKS , ничего раньше про нее не слышала, поисковик тоже не помог ничего найти. Может кто знает?


А как обстоят дела с системой PECS в России? Где занимаются с аутистами PECS? Я тоже искала и поисковикам и на сайтах организаций, занимающихся аутистами и на форумах, где общаются родители. НИЧЕГО!!! В ИРАВе применяют что-то подобное PSC. Но это не совсем то. С моим неговорящим аутистом занимаются PECS. Пока результатов мало. Тяжелый он у меня. Но реально стал спокойнее. Это все-таки заменяет отсутствие речи.

Подсолнух - 20-11-07 в 20:48

Цитата:
Исходное сообщение от Mashanna
Интересно было бы познакомиться с этой программой REKS , ничего раньше про нее не слышала, поисковик тоже не помог ничего найти. Может кто знает?

Если у вас есть регистрация на сайте Элины,то там достаточно много материала,даже как делать папку и карточки
http://www.elinahealthandbeauty.com/forum/viewtopic.php?p=53...

http://www.elinahealthandbeauty.com/forum/viewtopic.php?p=30...
http://www.elinahealthandbeauty.com/forum/viewtopic.php?p=23...
http://www.elinahealthandbeauty.com/forum/viewtopic.php?p=17...
http://www.elinahealthandbeauty.com/forum/viewtopic.php?p=75...
http://www.elinahealthandbeauty.com/forum/viewtopic.php?p=74...
http://www.elinahealthandbeauty.com/forum/viewtopic.php?p=20...

Мария_Дименштейн - 21-11-07 в 00:00

Цитата:
Исходное сообщение от Renata
А как обстоят дела с системой PECS в России? Где занимаются с аутистами PECS? Я тоже искала и поисковикам и на сайтах организаций, занимающихся аутистами и на форумах, где общаются родители. НИЧЕГО!!! В ИРАВе применяют что-то подобное PSC. Но это не совсем то. С моим неговорящим аутистом занимаются PECS. Пока результатов мало. Тяжелый он у меня. Но реально стал спокойнее. Это все-таки заменяет отсутствие речи.

С PECS в России такая же проблема, как с Макатоном - сертифицированных специалистов, насколько я знаю, нет, авторских прав на его применение - тоже, так что многие используют только элементы этой системы, и не всегда адекватно... Но может, я ошибаюсь? А с Вашим ребенком где занимаются, если не секрет?

Мария_Дименштейн - 21-11-07 в 00:02

Цитата:
Исходное сообщение от ПодсолнухЕсли у вас есть регистрация на сайте Элины,то там достаточно много материала,даже как делать папку и карточки

Подсолнух, спасибо за ссылки! Надеюсь, кому-то пригодится!

Renata - 21-11-07 в 15:11

Спасибо, Мария_Дименштейн. Думаю, Вы ответили на мой вопрос, почему PECS в России не применяется. Мы живем в Швеции.

оля мама кирилла - 11-4-09 в 16:46

Цитата: Исходное сообщение добавлено Галина  
Из статьи:
Цитата:

Занятия по развитию речи проходят индивидуально с каждым ребенком по американской методике REKS (в переводе: общение и обмен информацией для неговорящих)...


Мне не очень понятно как развивать речь при помощи табличек.
Может быть я чего-то не понимаю, но ведь речь - это сложный процесс, где должен быть задействован и артикуляционный аппарат и многое другое. А общение с помощью картинок это замена речи, простейший способ коммуникации, но никак не речь.
Мой сын знает и может произнести названия практически всех предметов. А вот связка между словами частенько отсутствует. Его вполне удовлетворяет, что все и так его понимают с одного-двух слов. И еще радуются "Тима говорит!":shuffle:... Хотя при необходимости вполне четко и грамотно может составить предложение! Но строго - когда возникает необходимость для него самого. :rolleyes: А если перейти на таблички, то и то что имеем мы потеряем, или я не права?

P.S. Прочла ссылку по PECS на конференции "7-я", многое прояснила.
Я с Вами полностью согласна.:-) Лично делала карточки -фотографии еды одежды и т.д. Суть получается в том что ребенок хочет пить он идет берет фото с соком и подходит ко мне, а я в свою очередь кидаюсь поить его соком. Для совсем неговорящих - хороший выход, а для детей которые могут но не говорят -это халява. Своего заставляю говорить - ведь может, но ведь легче на языке мимики и жестов.8-0:oh::-D

Подсолнух - 11-4-09 в 23:03

Цитата: Исходное сообщение добавлено оля мама кирилла  

Я с Вами полностью согласна.:-) Лично делала карточки -фотографии еды одежды и т.д. Суть получается в том что ребенок хочет пить он идет берет фото с соком и подходит ко мне, а я в свою очередь кидаюсь поить его соком. Для совсем неговорящих - хороший выход, а для детей которые могут но не говорят -это халява. Своего заставляю говорить - ведь может, но ведь легче на языке мимики и жестов.8-0:oh::-D

Не совсем корректное применение методики. Если к карточкам добавить требования,которые описаны вот тут http://autist.narod.ru/reasoncom.htm
тогда есть вероятность ,что речь от ребенка,который может говорить,но не хочет,можно добиться. Да и из неговорящего тоже,если он будет знать,что за правильный ответ мама его будет бурно хвалить и радоваться.:jump::yes: Примерно как на этих смайликах:-)

оля мама кирилла - 12-4-09 в 20:09

Спасибо! прямо как в книге "Даниэль молчит". Но простите за тупость, а зачем собственно говоря карточки, если можно обойтись без них вообще, используя подсказки и конечно заинтересованность ребенка. Хочет паровозик: Скажи дай! это? нет?это? да! это паровозик. Скажи дай паровозик! сказал-получил! Так?

Подсолнух - 12-4-09 в 20:43

Цитата: Исходное сообщение добавлено оля мама кирилла  
Спасибо! прямо как в книге "Даниэль молчит". Но простите за тупость, а зачем собственно говоря карточки, если можно обойтись без них вообще, используя подсказки и конечно заинтересованность ребенка. Хочет паровозик: Скажи дай! это? нет?это? да! это паровозик. Скажи дай паровозик! сказал-получил! Так?

Не так. Опора на зрение и картинку очень помогает аутистам правильно выбрать слово в голове и произнести его ,а не перебирать до истерики это или не это.
Подсказки это как?

Nata - 14-4-09 в 21:06


Но простите за тупость, а зачем собственно говоря карточки, если можно обойтись без них вообще, используя подсказки и конечно заинтересованность ребенка. Хочет паровозик: Скажи дай! это? нет?это? да! это паровозик. Скажи дай паровозик! сказал-получил! Так?
Мой печальный опыт: не зная, не имея литературы, нормальных специалистов (2002, переферия) мы начали примерно так, как пишите. Он меня подводил к тому что хотел, и если предмет не один. перебирала ему: Это? Не это. Это? пока не попадем и не назовем.
Результат - понял, что когда не знает названия предмета надо говорит "Дать это!" И был кошмар- он то знает, что за "Это" а больше никто. Естестественно истерика на весь подъезд.

prozerpina - 22-5-09 в 09:27

Примерно, такой методикой пользовалась и я ( т.е родители делали карточки и большие карты с фотографиями: семьи, комнаты и что в ней,стола, квартиры, улицы). Особых проблем не было, кто то сразу понял, у кого-то пошло медленно. это я применяла нетолько аутятам, но другим деткам (ДЦПашкам, с ЗПР, алиликам и др.) в той или иной форме. Писали сценарии одевания, умывания, накрывания на стол, мытья посуды, уборки игрушек). Очень хорошо (давно ) такой метод работает у глухих деток. Что то видоизменялось, принаравливалось к нуждам семьи и ребёнка. Практически все большие карты делались совместно с детьми, может и этот фактор способствовал...

rozab - 23-5-09 в 05:45

Сейчас разговаривала с логопедом. Уже 8 лет она занимется с аутистами. А до этого работала с другими детьми. Так вот, она сказала примерно следующее, что весь её предыдущий опыт не пригодился ей, не срабатывали те приёмы, которые срабатывают на других детях с нарушениями интеллекта. И её фраза понравилась: "Мне кажется, нужно забыть всё, чему учили в институте, тогда что-то получится".
А маме Кирилла по поводу карточек хочется возразить. Дело не в самих карточках, дело в визуальной поддержке речевых инструкций. Есть аутисты очень близкие к норме, владеющие речью, они производят впечатление обычных детей. Но даже они нуждаются в этом.

prozerpina - 23-5-09 в 22:06

rozab всеми руками за.

Nata - 23-5-09 в 22:25

Да, нам тоже много помогает до сих пор рисование, картинки, подписи к ним. Сейчас и пересказ хочу от письменного к устному попробовать (сначала описать по вопросам и картинкам рассказ, потом он озвучит им же записанное). Хотя мой сын говорит и на слух тоже понимает, а на взгляд малознакомых с проблемой, он и не аутист даже (общается, говорит, в глаза смотрит):-D

prozerpina - 24-6-09 в 22:11

В моей работе очень хорошо идет ( помогает) составление рассказа о семье. С использованием фотографий всех членов семьи ( включая животных). Создаются своеобразная книжечка. Ребёнку это знакомый контекст. Да и книгу делать интересно. Такая книжечка, очень мне помогает в работе над формированием правил и отработки взаимодействия с другими. Отработки местоимения "Я".