Форумы сайта Особое детство

Как разучиться держать ложку в кулаке?

Nata - 25-8-09 в 19:36


Вначале хотела разместить пост в теме о самостоятельности в еде, но решила все-таки кинуть отдельно. С самостоятельностью по этой части у Женьки порядок, причем с ранних пор (как в норме).
Проблема в другом: ложка зажата в кулаке, работает не кисть, а рука от плеча. Вилка при этом берется и используется вполне нормально нормально.
Парень большенький, 10 лет. Проблема не глобальная, но... чем более правильно, обычно и привычно ведет себя аутист, тем проще ему (и с ним) в обществе.
Корни проблемы, видимо в том, что есть сам стал рано, руки были слабые, привык, так было легче. Ну поправим, покажем, с его рукой проделаем - все равно пока никак. Делаем это много лет, не ежедневно, но частенько, как на глаза попадает).
Учитывая наши опыты в изменении письма, я предполагаю, что собака зарыта где-то в другом месте, и делать надо другие движения, но какие?

ktyz - 25-8-09 в 21:10

В общем сама по себе задачка не бог весть какая сложная, хотя встречается довольно часто, вы -- не одиноки.
Проблем в ней две: привычный стереотип и сильно другая, более сложная и возможно неосвоенная, а иногда и недоступная координация. Это надо вовремя понять и зазря ребенка не мучить, но бывает такое -- редко и, насколько я понимаю, к вам не относится.

Во первых.

Когда человек ест, он хочет есть, а не ложкой заниматься.
В чем, надо заметить, совершенно прав.

Поэтому одна из дорожек лежит через разнесение этих двух занятий: еда и освоение нового захвата ложки.

В первую очередь надо посмотреть куда бы этот "ложечный" захват функционально вставить.

Например это штамповый рисунок по глиняному (пластилиновому, восковому, тестовому) пласту.

Простейший вариант -- вилкой.
Большими декоративными возможностями обладают различного вида длинные щепки.

От этих игр легко перейти к поеданию мелких штучных предметов с помощью той-же вилки.

Далее -- везде.

Другая версия нужна в случае очень жесткого стереотипа.

Тогда надо действовать наоборот, незаметно, во время еды, понемножку меняя ситуацию.

Берем ложку с длинным узким черенком и мужчину с руками.

Этими самыми руками, сворачиваем черенок спирально примерно от середины к ложке на 360 градусов, так, чтобы осталось достаточно места для привычного захвата в кулак, но без большого запаса.

Это теперь та ложка, которой ест ребенок.

Привыкли?

Начинаем раз от разу понемногу сгибать ложку так, чтобы вызвать некоторый, все больший разворот кисти в нужную нам сторону.

Параллельно, отдельно, осваиваем "ложечный" захват вышеописанными методами.

В некоторый момент, когда ребенку не до этого, втыкаем ему в руку перегнутую уже под ложечный захват ложку.

До этого под всякими предлогами, помогаем есть, эпизодически, рука в руку.

Делать такое лучше в эмоционально напряженной ситуации, когда человеку -- не до ложки.

Ну и, всячески развлекая, немного едим по новому и рука в руку и быстренько, довсяких возражений, даем вернуться к привычному.

Ну и дальше понемногу -- вперед, до полной самостоятельности.

(Возможно ее еще некоторое время надо будет "дожимать" до общепринятого, прямого положения, но это уже проще).

Если исходить из того, что центр проблемы -- в сенсорике, то надо попробовать намотать маленький плотный клубок, диаметром немного меньше чем у кольца из большого и указательного пальцев ребенка, и проколоть его черенком почти с краю.

Попробуйте вначале подобрать такое приспособление под себя.

(Оно должно давать отчетливую дополнительную сенсорную опору.
(Это привычное словосочетание означает опору для ощущений, ориентир для организации координации)).

Прочувствовав его достоинства и недостатки вы сможете и ребенку помочь его освоить.

Дальше -- проще.

Если надо, клубочков делаем несколько. Для начала, может быть, просто меняем их на глазах у ребенка и, если он согласен, что они могут быть разного цвета, то просто отлично.

Потому как мы быстренько, под этим соусом, начинаем всучивать ему все более рыхлые клубочки.
(Обман, конечно. нехорошо, но помогает).

Оценивая конечно каждый раз доступность ступени.

Есть и еще вариант: ложка с длинным черенком, согнутая под углом, примерно как половник, с привинченой к черенку поперечной ручкой, что позволяет для начала просто, чуть переставив большой и указательный пальцы, получить смешаный, "ложечно-кулачный" захват.

Но это по моему не для вас.

Кажется что вы играми по первой схеме обойдетесь.

Nata - 26-8-09 в 19:22

Т.е. в нашем случае можно попробовать украшать к примеру раскатанное тесто узором из дырочек, протыкая его вилкой, удерживаемой правильно?
Кстати, мелкие кусочки он хорошо и правильно вилкой накалывает ( что и странно, вроде орудование вилкой осваивают позже, часто ведь дети ложку используют хорошо, а вилку не умеют, у нас наоборот).
Спасибо, Леонид Михайлович, поработаем:-)

ktyz - 27-8-09 в 00:28

Обычно да, но ваш то не обычный а оригинальный и развивается соответственно.

Хотя он успешно пользуется вилкой это не значит, что "ложечный" захват для него прост и в сенсорном и в координаторном смысле, и в смысле непривычности.

Последнее конечно вторично, но это не значит, что непривычность не способна оказаться крепкой помехой, поэтому с ней надо внимательно.

Понятно что в основе -- некая проблема.

Простейшая мыслимая -- "ложечный" захват требует супинации предплечья в отличие от "кулачного" и "вилочного".

Вы уверены, что с ней все в порядке? Может он, например, на открытой ладошке что-то нести?

Ну и дальше надо проанализировать ситуацию, можно в любом порядке, например, а переносима ли опора ложки на боковую поверхность среднего пальца? не избегает ли он именно ее?

Вполне возможно, что вы наткнетесь на что-то интересное, хотя может оказаться, что все вообще чисто, что тоже поначалу будет непонятно как интерпретировать: хорошо это, плохо или никак.

Например.

Хорошо -- причины остались в прошлом, привычка -- их след. Переучим и забудем.

Плохо -- "вычурность". С ними бороться удается скорее на системном уровне.

Никак -- "мне так нравится и отстаньте", переехать можно только через дальнейшую социализацию, стремление быть как все, что как известно не простая тема.

Если слету получится поукрашать тесто дырочками, то задача выглядит близкой к решению.

В первую очередь надо попробовать набрать некоторый объем подобной деятельности, сначала "объектно организованной", т. е. в вашем случае надо чтобы желаемый результат иначе не получался.
А там глядишь и до автоматизации навыка недалеко ...

Nata - 30-8-09 в 20:31

Проверила насчет пронести на ладошках - может. Положили игрушку, прошелся с ней по комнате, держа на открытой ладони.

А вот с боковой поверхностью среднего пальца возможно, что и избегает. Он ведь и карандаш, ручку берет не указательным и большим с опорой на бок среднего, а держит всеми тремя.

ktyz - 30-8-09 в 22:08

Ну вот, кажется что-то зацепили.
То, что дело не в супинации -- хорошо, это обычно к вашим годам уже серьезная проблема).
Теперь надо потихоньку подтаскивать, чтобы посмотреть что у нас на крючке.

Давайте попробуем разделить собственно сенсорные проблемы от интерпретационных (не соображу что-то как проще сказать).

Вопрос собственно такой: дело в том, что это слишком чувствительное место, или человеку просто сложно понять что там происходит?

И в том и в другом случае будет избегание, но работать с ним надо будет несколько по разному.

Продолжение следует.

ktyz - 1-9-09 в 09:05

Пробуем как обстоят дела с задачами типа замешивания теста и выбора определенных конфет не глядя из кучи или мешка.

То есть выясняем какова ситуация с поверхностной чувствительностью и распознаванием объектов с опорой на нее на проприорецепцию.

Можно конечно и сразу специфические пробы сделать на боковую поверхность среднего.

Для этого подойдет завод-перевод механических наручных часов (большим и средним пальцами), и завинчивание-отвинчивание часовой отверткой (вертикально поставленной, указательный палец ставится сверху, а большой и средний -- крутят).

Nata - 1-9-09 в 19:02

Леонид Михайлович, выбор конфет - это я так понимаю по принципу "волшебного мешка".
А задание - выбрать наощупь, к примеру, маленькую круглую или большую пряноугольную (т.е. найди наощупь определенную). Или найди наощупь и скажи, что у тебя в руках.
Часы, кстати, сразу попробовали (недалеко были). Попросила большим и средним, показала. Вместо среднего - переходит на указательный. А в одной из попыток, испльзуя, средний он вокруг этих часов сам двигался:-D.

ktyz - 2-9-09 в 12:53

Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  
Леонид Михайлович, выбор конфет - это я так понимаю по принципу "волшебного мешка".
А задание - выбрать наощупь, к примеру, маленькую круглую или большую прямоугольную (т.е. найди наощупь определенную). Или найди наощупь и скажи, что у тебя в руках?
Да, да. Любые вариации на тему.
Бывает, что они сразу не доступны, нужно постепенно до них добираться.

Например так.

Берем трехлитровую банку, насыпаем в нее фасоль и большие сушки, которые надо достать.

Сначала ребенок, естественно, достанет те сушки которые видит.
Потом, вероятно, будет перемешивать фасоль, для того, чтобы увидеть оставшиеся.
Но, в некоторый момент, обнаружит, что и рукой замечает что наткнулся на сушку еще ее не видя, и начнет вылавливать их не глядя, что нам и требовалось.

Осталось только постепенно усложнять задачу различения и полностью убрать зрительную опору.
Тоже может быть не сразу, оставив например в поле зрения на столе, образцы.
Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  
Часы, кстати, сразу попробовали (недалеко были). Попросила большим и средним крутить, показала. Вместо среднего - переходит на указательный. А в одной из попыток, используя, средний он вокруг этих часов сам двигался:-D. Держит пальцами завод и не пальцами ее крутить хотел, а держась за нее пальцами, по кругу пошел.
Класс! Молодец! Буквально выкрутился!
Похоже, что мы с Вами рыбку поймали.

Задуманные игры надо доиграть, потому как рыбка ведь часто плавает не одна, но уже есть чем заняться.

Можно попробовать пробиваться в лоб.

Для этого понадобится специальный ластик.

Для взрослой руки -- параллелепипед примерно размером в пачку сигарет или низЭнький цилиндр с хоккейную шайбу, но потоньше.

Ластик Вы такой конечно не найдете. Надо взять деревяшку и вырезать соответствующий предмет, сняв по краям большие фаски. Деревяшка должна быть "голая", без всякого лака. Кусок ластика к ней можно приклеить.

Ластик этот удерживается между большим и средним пальцами, придерживается средним и упирается в его основание.

Что это дает?

Усилие, и основное ощущение, приходится на основание указательного пальца, сенсорно зону, обычно, хорошо проработанную и это усилие легко обеспечивающую.

Средний палец контактирует с нашим ластиком практически всей боковой поверхностью, но никаких существенных задач у него при этом нет, только поддержка ластика в воздухе.

Таким образом мы выстраиваем ситуацию, в которой средний палец вроде при деле, но ... сбоку-припеку.

Рисуем ластиком по предварительно заштрихованной бумаге.

Если скучновато, придется либо крепить восковые мелки к нашим деревяшкам, либо резиновую губку, типа штемпельной, и рисовать красками.
Можно конечно и просто просверлить деревяшку в соответствующем направлении и заклинить в дырке стержень от ручки или карандаш.
По вкусу.

Дальше, понятно, берем еще несколько деревяшек переходных, в сторону обычной ручки, форм, и постепенно осваиваем.

Есть под это дело в хозяйстве и специальное упражнение.

Берем новый, незаточенный карандаш, обдираем до голого дерева, притупляем острые грани на концах.

Упираемся с двух сторон в концы основаниями указательных пальцев.

Крутим карандаш с помощью больших, средних и указательных пальцев.

Быстро выясняется, что хотя с задачей можно справиться и без средних пальцев, но с их помощью все получается гораздо лучше, особенно если нужно прикладывать приличное усилие, наматывая на карандаш придерживаемую вами нитку.

Конечно возможно настоящее избегание, при котором человек будет аккуратно действовать только так, чтобы не касаться боковой поверхности средних пальцев, но это маловероятно.





Nata - 2-9-09 в 18:36

Cпасибо! Попробуем, видимо, с карандашом (этого добра в хозяйстве много). С деревяшкой-ластиком - сама не не сделаю, а подручные мужики все в данный момент не под рукой. И в добывание-угадывание предметов поиграем (это все любят).

ktyz - 2-9-09 в 19:24

Тесто тоже попробуйте.
Массивная загрузка поверхностной чувствительности и тест хороший на отношения с ней и локальные сенсорные проблемы часто позволяет "затереть".
Лучше всего работают тесто и глина, особой замены им вроде нет.

Nata - 2-9-09 в 20:20

Тесто он любит, помогает пироги печь. Эстетически его творения не очень, кривоватые, но отрывает, раскатывает, защипывает.
С соленым немного тоже лепили, но мало.
С глиной сложнее, т.к. я сама с ней дела не имела, только с Женей вместе год-два пробовали лепить. Она (на мой дилетантсткий взгляд) другую технику работы требует, что-то типа вытягивания и отрывания лишнего от куска. Тестом (пищевым) и пластилином можно хорошо из маленьких отдельностей нечто крупное и сложное лепить.

ktyz - 3-9-09 в 10:34

Это все -- уже хорошо и обнадеживает, но меня интересует несколько другое: в первую очередь вымешивание, т. е. ситуация, при которой не руки строят форму теста, а тесто во многом строит форму рук, которые в него погружены.

Не очень понятно что с кастрюлей теста делать в домашних условиях. Разве что под праздник какой.
Но если есть морозильная камера, то можно тесто поделить и заморозить кусками.
Мало распространенная домашняя технология, но здорово способствует увеличению домашней выпечки, ведь самое проблемное (для простых пирогов) -- именно приготовление теста ... .

На процедуре такого объемного вымешивания может быть и отказ и просто тормоза и неловкость, но даже если все пойдет хорошо, имеет смысл стремиться к формированию хороших навыков просто для пластификации рук.

Они ведь в своих, обычных сейчас, инструментальных, функциях должны постоянно жестко подчинять себе предметы, но это парадоксальным образом возможно только если сами руки при этом очень пластичны и адаптивны.

Понаблюдайте ловко вяжущие, вышивающие, защипывающие пироги руки. Кажется что они без костей, текут.

Как-то я видел фильм про японскую чемпионку национальных соревнований кондитеров.
Так казалось, что форма сама выступает из кусочков теста, а руки за этим просто вежливо и заботливо присматривают.

У нас конечно нет задачи готовить Вашего парня в японские чемпионы, но попробовать продвинуться в эту сторону стоит.
------------------------

Выминание теста да и глины несколько иное занятие, но тоже очень хороши в первую очередь из-за сквозной синхронизации напряжений во всем теле.

Если глина исходно прилично вымешана, то промять ее не очень сложно, делается это аналогично тесту, в куске с маленькую буханку черного, основанием ладони на доске, Сдвигом края с поворотом всего куска другой рукой.

Это обязательная, и очень нужная для решения координаторных проблем, процедура перед лепкой, просто потому, что залежавшаяся глина не пластична.

При этом, при некотором навыке, это вполне чистоплотные игры вполне доступные дома.
Даже более "безопасные" чем с пластилином.
Да и результаты их можно легко зафиксировать, просто пропитав лаком.

Конечно хорошо бы чтобы кто-то грамотный исходно все это показал.
Я был в паре совершенно чистеньких керамических мастерских, заваленных продукцией, в которых осмотрев изделия, спрашивал, по наивности, где они все это делают.
-----------------------

Возможны конечно и другие пути преодоления неловкости рук, систематичные занятия с тестом и глиной лишь один из них, но популярность их оправдана.

Nata - 3-9-09 в 19:37

Да, мы как-то больше на конечный результат трудов ориентировались.
Ну что же, попробуем теперь процесс вымешивания использовать почаще. Можно соленым полепить, повымешивать. Вотношении чистоплотности я согласна на все 100% - тестяные и глиняные мероприятия в этом плане лучше. И в отношении конечного продукта интереснее - можно раскрасить, как нравится (вот для этого и лепили, собственно). Ну а у съедобного теста еще и одно удовольствие - съесть потом, угостить гостей.

ktyz - 4-9-09 в 13:16

Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  
Да, мы как-то больше на конечный результат трудов ориентировались.
Легкость получения значимых для ребенка и разнообразных при этом результатов -- самая главная причина популярности глино-тестяных занятий. Куча методик выстроена именно вокруг этого.
Но и сам процесс работы с тестом-глиной содержит в себе множество терапевтических возможностей, зачастую мало чем заменимых. Например те же вымешивание и выминание непонятно чем можно заменить.

Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  
В отношении чистоплотности я согласна на все 100% - тестяные и глиняные мероприятия в этом плане лучше.
Да вокруг них навыки чистоплотности отлично строятся. (Маленькое ноу-хау: одетая задом наперед старая мужская рубашка -- отличный рабочий халат для ребенка).
Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  
И в отношении конечного продукта интереснее - можно раскрасить, как нравится (вот для этого и лепили, собственно).
Вообще освоение многоэтапности работы очень важно. Отсюда выход и на планирование и на самоотчет: "та-а-ак, значит я сделал это, значит пора готовить то ...".
Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  
И в отношении конечного продукта интереснее - можно раскрасить, как нравится (вот для этого и лепили, собственно).
А если Вы еще и договоритесь с какой мастерской, чтобы ваши изделия обожгли ... . Представляете -- все едят со сделанной мной тарелки?
Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  
Ну а у съедобного теста еще и одно удовольствие - съесть потом, угостить гостей.
Да, собственноручно приготовленная еда -- отличный инструмент социализации.