Форумы сайта Особое детство

Тренажёры для детей с ДЦП

Айрис - 15-5-09 в 23:15

Уважаемый Леонид Михайлович!
Расскажите, пожалуйста, какие тренажёры наиболее эффективны и действительно необходимы нашим детям (из того, что есть в продаже, а также то, что можно сделать своими руками).

ktyz - 16-5-09 в 10:07

Немаленькая тема... .

Отнесем к тренажерам все приспособления для занятий.

В этом смысле оснастка для укладок или многие виды туторов тоже будут тренажерами если ребенок в них активен.

Например тутор на запястье, устраняющий неправильные привычные установки может хорошо помочь выработать новые навыки манипуляции с правильным положением кистей. Навыки скажем с приведением кистей радикально отличаются от навыков с прямым положением.

Тутор позволяет ребенку сосредоточится на действиях руками не отвлекаясь на определение их правильного положения.

Или тутор на голеностоп с шарниром может не позволять стопе разгибаться за прямой угол, но оставлять открытой возможность тыльного сгибания.

С такой поддержкой гораздо легче освоить перекат при шаге.

Таким образом основная функция тренажеров этого класса -- поддержка правильности действий.

Типичный представитель -- вертикализатор.

Другой класс -- "качалки" поддерживают или затрудняют выполняемое движение.

Обычно используются для наработки силы и/или выносливости.

Например свисающая с потолка резинка может использоваться для помощи в подъеме ноги лежащего на спине человека, или наоборот, для укрепления ягодичной мышцы.

Любой тренажер создает условия действий принципиально отличные от реальных.
Поэтому они должны быть исключительно вспомогательными приспособлениями в занятиях.

Навыки сформированные только с помощью тренажеров координаторно могут качественно отличаться от своих "естественных" аналогов.
Типичны например серьезные проблемы с самостоятельной ходьбой у детей осваивавших ее в ходунках.
Их ведь приходится не просто учить ходить заново, а переучивать, что в разы сложнее.
Хотя ходунки и отличное вспомогательное средство для занятий и незаменимая поддержка для людей способных перемещаться только с их помощью. (Хотя крайне желательно без них обойтись и постараться отделаться трех- или четырех-опрными тростями.

Таким образом тренажер всегда палка о двух концах.
Может помочь, а может и затруднить формирование навыков или даже усилить проблематику.
Надо понимать что таков любой тренажер и прежде чем начинать с ним заниматься надо понимать что Вы хотите из этих занятий вынести и какие проблемы возникают у данного ребенка при занятиях на данном тренажере.

Так уж люди устроены, что они все разные и при любой квалификации и стаже работы всегда приходится внимательно смотреть и думать что происходит в данном конкретном случае.

Ну и надо сказать, что самыми главными тренажерами являются ситуации в которых ребенок проводит наибольшее количество времени.
Так что начинать выстраивать ситуацию надо с кровати. Далее везде.

Айрис - 16-5-09 в 20:18

Леонид Михайлович, тема, действительно, объёмная, но я свои выводы сделала. Спасибо Вам!

Айрис - 16-5-09 в 22:42

Леонид Михайлович, а где можно заказать позиционное сиденье (ребёнок сидит только в нём)? В рунете, к сожалению, информации мало.


ktyz - 17-5-09 в 11:36

Штука красивая, но кажется серийная. Если так, то пользоватсья крайне нежелательно. Откуда снимок?

Изготовление индивидуальных, но без шасси, наладили в Питере -- "Орто-С". Надо понимать что это две поездки: на снятие слепка и на примерку с подгонкой примерно через месяц. Мастерская у них видимо перегружена.

В Москве теоретически может наверное делать институт протезирования, но делает ли не знаю.




Айрис - 17-5-09 в 20:22



Эти фоты из РРЦ "Детство" (снимала сама). Здесь кресло великовато, но всё равно ребёнок занимался в нём с удовольствием. Мне дали иностранный сайт, там есть кресла на разный рост, но насколько реально купить... Может быть, за растаможку больше возьмут, чем стоит... Меня бы устроила и такая серийная вещь, поскольку три поездки запланированы до конца года, и в Питер -- точно никак...

ktyz - 17-5-09 в 22:16

Человек явно доволен жизнью.

Я Вас не правильно понял, думал что Вас интересует строгое позиционирование. В Питере они такие сооружения "ракушками" называют.

А то, что, на фото ничем не лучше на мой взгляд любого домашнего кресла. Более того, представляется, что по многим параметрам заведомо хуже.

А чем оно Вам приглянулось?

Айрис - 17-5-09 в 22:51

Леонид Михайлович, ребёнок сидит только в нём.

ktyz - 18-5-09 в 09:40


Я подозреваю, что ему понравилось в нем следующее:
-- жесткие, но не плоские сиденье и спинка;
дающие гораздо лучшие сенсорные ориентиры чем обычные сидения сделанные по системе "не рыба, ни мясо".
-- удачный для него угол откидывания с сохранением оказавшегося кажется удобным прямого угла между спинкой и сидением, чего "обычные" организовать не позволяют.

Тем не менее надо понимать, что жить только с откинутой спинкой довольно опасно при несформированной оси: голова и тело привыкают находиться под углом, при этом голова вертикальна и дальше может начаться некоторый конфликт при попытках организации вертикального положения.

Я по этому поводу довольно много в блоге понаписал.

Выстраивание оси -- может быть главнейшая задача в занятиях, но никакие приспособы в этом отношении не заменяют руки.

Надо выстраивать ситуации, может быть с помощью приспособ, в которых можно оказать минимально необходимую поддержку нынешним его возможностям удержания вертикали чтобы он справлялся с ее восстановлением.

Следить при этом чтобы всякие там руки-ноги-головы не убегали в пат. напряжения. Пока не наладите хоть более-менее не может развиваться толком движение ни в руках ни в ногах, потому как не образуются опорные для него тонусы в корпусе.

Выглядит парень очень даже симпатично.

Айрис - 18-5-09 в 11:52

Леонид Михайлович, спасибо за комментарий, всё понятно. Спасибо Вам за отзыв о моём сыне.

ktyz - 18-5-09 в 13:10

Такая работа состоит из следующих основных элементов:
Выстраивается ситуация в которой минимизируются патологические напряжения.
Это -- работа, мгновенно это происходит далеко не всегда.

В этой ситуации выбирается уровень поддержки минимально необходимый для удержания позы.

В простейшем случае это например при сидении, буквальный уровень, по вертикали:
может быть достаточно придерживать бедра,
может быть -- таз,
может быть нижние ребра,
а может быть и плечи надо держать, чтобы ребенок начал справляться с контролем головы.

Кроме этого, отдельный аспект -- сенсорное обеспечение.
Скажем может оказаться, что для контроля головы достаточно просто сбоку приложить к ней руку и все.

Все это конечно лучше всего получается руками, но бывает, что требуется четыре, а то и шесть рук.
Такое редко удается организовать и тут-то на помощь и приходят тренажеры, берущие на себя часть задач.

Но ручная помощь незаменима, потому что только человек может двигаться контекстно совместно с ребенком, поддерживая и организуя его движение, которое без такой поддержки не возможно.

Обеспечивая тем самым и знакомство ребенка с ним и освоение вплоть до самостоятельности.
Скажем такая, ручная сенсорная поддержка головы позволяет ребенку двигать ей во всех направлениях, чего ни один тренажер не даст.