Форумы сайта Особое детство

Занятия при ДЦП. Если не сохранен интеллект

Марианна - 10-6-08 в 14:05

Многие специалисты не берутся за деток с ДЦП с несохранным интеллектом - мол, нет смысла. Те же упражнения, рекомендуемые в игровой форме, "не катят", потому что ребенок просто не понимает... То же самое касается прочих занятий - лепки, чтения и т.д.
Хочется, чтобы ребенок хотя бы немножко двигался (нам уже 4 года). Может, как раз в таком случае поможет автоматическое ползание по Доману? Или тоже - нет смысла? И что вообще делать?

Лана - 10-6-08 в 16:42

Не обижайтесь, если что.
В моей группе для детей с проблемами психоречевого развития прекрасно уживалось двое детей с ДЦП. Конечно им было труднее, но лепили и радовались они не хуже, чем остальные. Найдите хорошего олигофренопедагога - бывают такие , с сердцем - и логопеды, и арттерапевты. Они вам много посоветуют.
Мне показалось, что вы издалека, из глубинки - простите уж. Потому что в Москве и в Питере с такими детьми, как ваш ЗАНИМАЮТСЯ! А уж как с ними в ЦЛП работают!!! Почитайте форум, увидите.
Даже в глухих уральских городишках занимаются - надо искать, искать, искать!!!
И с чего вы взяли, что у вашего умственная отсталость (отсталость отсталости рознь, правильно обученные дебилы на компьютерах строчат, имбецилы работают и немного читают!!!!)
И что это значит - не стоит????? Смысла нет????
Если разобраться, тогда вообще в медицине смысла нет - у ампутантов не вырастут новые руки, глухие не слышат, слепые чаще всего не прозревают - так чтож, никого не лечить теперь?? И вообще все смертны - и что, больницы закрывать???
Первый совет - найдите сердечного специалиста, они есть!!!
Если не боитесь - напишите хоть примерно, откуда Вы, тогда земляки вам кучу хороших советов дадут.
4 года - все впереди, знакомый мужик только в 10ом классе ходить начал.
Моему 17 лет, проблемы психики - но он до сих пор интеллектуально развивается, осваивает новые навыки - и в самых неблагоприятных условиях.
Да у вас еще столько хорошего впереди!!!!
Вот только одно - сразу и быстро ничего не бывает. Настойчивость нужна

Марианна - 10-6-08 в 19:34

Лана, вы умеете встряску дать, спасибо. Просто я что еще имела в виду: при ДЦП многие дети, хоть и с тяжелыми двигательными проблемами, но с сохранным интеллектом. Я почитала форум, Основной семинар, и у меня сложилось впечатление, что рекомендации касаются как раз таких детей. Которым можно хоть что-то объяснить. А когда ребенок не понимает, упражнения получаются пассивными и бестолковыми. Хотела задать вопрос прямо там, в Семинаре, но подумала, что немного не по теме, хотя меня интересуют как раз упражнения.
А по остальным пунктам: да, мы из не очень глубокой глубинки :yes:, с нами тоже занимаются (хоть и не так, наверное, как в ЦЛП); сердечные специалисты есть, хотя я не ставлю знак равенства между сердечностью и профессионализмом; опытный логопед с нами занимается, и каждый раз по окончании курса так переживает, что нет результатов 8-0...

Лана - 11-6-08 в 10:10

Сердечного специалиста легче "заточить под своего ребенка". Ему можно втолковать об особенностях своего дитятки, подсунуть статейку и т.д. Если он совсем "не в теме", все равно ползу можно поиметь - развивающие игры на дом брать, на тренажерах или огромных мячах заниматься, костюм гравистат или адели надевать...
С прфессионалом, конечно легче. Да пусть он хоть Бармалеем будет, но если он реально помог таким же, как и ваш, детям - и вашему поможет. Бывае ведь, что профессионал - но для определенной категории детей, и наши дети в эту категорию не вписываются. Какая мне разница, если он тысячи детей с более легким диагнозом вылечил, если моего вылечить не может, в нашем случае он не профессионал? Но в этом он никогда не признается, а скажет - что всему виной нестандартный ребенок. Если есть такие дети - должны быть и соответствующие профессионалы. Профессионалы для детей, а не наоборот!!!
Что логопед занимается, это хорошо. Только что считать отсутствием результатов? Что, ребенок ведет себя абсолютно так же, как при начале занятий? Узнавать логопеда не научился, эмоций не испытывает, любимых игрушек не появилось? Не верю!!! Что, за годы занятий ни одного звука не прибавилось?
Мой знакомый Санька с ДЦП абсолютно ничего не мог, мама в колясочке возила. Заговорил в 5 лет, заползал в 10, после 14 лет научился на унитаз заползать. Есть сам научится, по подсчетам мамы, лет в 18. Профессию освоит годам к 30. И станет вполне самостоятельным человеком. Что сам руками не сделает - заработает денег и наймет, чтоб ему сделали.
А на счет того, что ребенок не понимает, что от него хотят во время упражнений..
1. Упор на пассивны упражнения
2. Собственные находки и способы мотвации. Одна мама из Москвы научила ребенка поднимать руку, когда шутливо изображала "А вот сейчас я своего сыночка укушу!"
3. Плбольше эмоций и спецэффектов - мыльные пузыри, водяные пистолеты (летом можно, даже приятно), сверкучие шуршащие ткани, песок и рваная бумага, музыкальные инструменты (ударные) и куча всего - все это отлично можно использовать при выполнении физических упражнений
4. Котика(лысого) или собачку
5. Заставьте здоровых членов семьи тоже делать эти же упражнения
И еще много чего...

мамаНаташи - 11-6-08 в 23:19

После Ланы трудно что-то добавить, на самом деле замечательные советы. Единственно: если вы уж набрели на этот форум, почитайте, например "Сенсорные игры и игрушки".
Результаты действительно могут быть не видны (это не значит, что их нет). У нас, например, с логопедом тоже "провал", и не только с логопедом..
А кстати, раз уж я тут влезла, спрошу - почему котик-то лысый должен быть, из-за возможной аллергии? :-)

Мария_Дименштейн - 12-6-08 в 21:47

Цитата:
Исходное сообщение от Марианна
Многие специалисты не берутся за деток с ДЦП с несохранным интеллектом - мол, нет смысла. Те же упражнения, рекомендуемые в игровой форме, "не катят", потому что ребенок просто не понимает... То же самое касается прочих занятий - лепки, чтения и т.д.
Хочется, чтобы ребенок хотя бы немножко двигался (нам уже 4 года). Может, как раз в таком случае поможет автоматическое ползание по Доману? Или тоже - нет смысла? И что вообще делать?


Марианна, спасибо за Ваш вопрос! Он очень важен, в том числе потому, что мне, например, стало понятно, насколько неясными получаются наши тексты, и только получая обратную связь, можно попытаться их прояснить.
Для начала приведу ответ Леонида Михайловича, а Вы обязательно дальше спрашивайте, постепенно в чем-нибудь, да разберемся :))

Л.М.Зельдин:

Увы, за многие годы работы нам так и не удалось заметить, чем дети с "несохранным интелектом" отличаются от детей с "сохранным". Дети как дети.
Интеллект лишь один из инструментов личности, а вовсе не средоточие ее жизни. Таковым он становится только в весьма патологических случаях.
Более того, как и при многих других проблемах, у человека зачастую развиваются мощные компенсации.
При ДЦП очень часто за интеллектуальные принимают совершенно другие проблемы, например большие латенции,трудности пространственной ориентации, просто загрузку удержанием неудобной позы, затруднения с коммуникацией и т. д. и т. п.
Все это бывает так непросто, что в известных случаях авторитетные специалисты имбецильность ставили людям, уже в подростковом возрасте (!), которые через несколько лет в университеты поступали и вполне успешно там учились.
Но в общем-то люди не интеллектом живы, а дети тем более.

Дети такие специальные существа, что они просто не умеют, даже если очень стараются, эффективно заниматься без мотивации. А эта самая мотивация образуется у них только через игру, многие взрослые этого почему-то видеть не хотят, Доман не исключение.
В медицине известно, что только пациент может найти себе подходящего терапевта. Очень может быть, что для той специфической выборки, с которой работал Доман, он получал описываемые замечательные результаты, но можно привести множество типов состояний, а не только конкретных случаев, для которых рекламируемые им подходы абсолютно неприемлемы.
Первая волна интереса к его методикам прокатилась здесь лет 20 назад и благополучно загасла, потому как обнаружились те ее многочисленные свойства, о которых он не пишет. Надеюсь, что новую волну ждет та же судьба.
В частности потому, что его подходы просто антипедагогичны, не говоря про многое другое.
Если уж совсем грубо, то есть сильное подозрение, что положительные результаты могут получаться не за счет описываемой методики, а вопреки, так к сожалению бывает.
Извините, уклонился от нашей темы, так вот, играть умеют абсолютно все дети, в том числе самые тяжелые, которые ничего другого не умеют.
Это проблема взрослых -- неумение играть.
Пока Вы не получаете удовольствия от позвякивания колокольчика или от мыльных пузырей, трудно ожидать, что Вы сможете играть вместе с ребенком, а занятия -- это всегда совместная игра.
В армейском режиме "копай канаву от забора до обеда" очень мало получается, ребенку быстро становится просто скучно, и то, что на интересе он может легко сделать сотню раз, не дается вообще, как бы он ни старался угодить маме.

Цитата:
Я почитала форум, Основной семинар, и у меня сложилось впечатление, что рекомендации касаются как раз таких детей. Которым можно хоть что-то объяснить. А когда ребенок не понимает, упражнения получаются пассивными и бестолковыми. Хотела задать вопрос прямо там, в Семинаре, но подумала, что немного не по теме, хотя меня интересуют как раз упражнения.


Леонид Михайлович обозначил проблему, о которой мы все время пытаемся писать, во всех темах и по любому поводу: мотивация у детей возможна только в игре. Ребенку не объяснять надо, как сделать то или иное упражнение, а увлекать его своими эмоциями, поддерживать диалог с ним не с помощью слов, а с помощью привлечения его внимания к доступным привлекательным стимулам, искать те предметы, звуки, ситуации, которые доставляют ребенку удовольствие, и провоцировать его на самостоятельное повторение этих ситуаций. Как в примере, приведенном Ланой (про маму, которая научила ребенка поднимать руку, когда шутливо изображала "А вот сейчас я своего сыночка укушу!") - изобретайте игры, провоцирующие ребенка на нужное движение. В текстах Л.М. подобные примеры тоже в большом количестве встречаются.
Так что начинайте с малышом играть, и он все поймет!

Марианна - 13-6-08 в 22:11

Спасибо всем за ответы, многое прояснили.
На самом деле тексты в Семинаре достаточно понятные (если прочтешь раза три), просто мне хотелось чуть конкретизировать. :shuffle:

Оля - 13-6-08 в 22:41

Марианна, вы прямо как со "специалистами" из нашего детсада пообщались! Они мне как раз на днях сообщили, что бессмысленно заниматься с моим ребенком рисованием, лепкой и музыкой, т.к. она ничего не может и не понимает и другими детьми тоже нечего играть, т.к. что же им вместе делать. По счастью дети не в курсе подобных рекомендаций, у них что-то не возникало еще ни разу затруднений, как же им вместе играть, а дочка моя, если с ней не играть и не придумывать всяких "бессмысленных" занятий что-то очень громко протестует :) Так что это еще вопрос, у кого интеллект отсутствует!
Главное, чтобы занятия были в радость - и вам, и ребенку. Тогда ведь никак не скажешь, что они бессмысленны.

мамаНаташи - 14-6-08 в 00:34

Какие у вас класные "специалисты"! :oh:
Можно порассуждать? Понятно, что дети не делятся строго на две части - "с сохранным интеллектом" и "без оного". Они довольно свободно располагаются между этих двух полюсов - кто-то ближе к полюсу "сообразительных" (чтобы не произносить слово "интеллект"), кто-то - к полюсу "не очень". Возьмем пример Ланы - мама научила ребенка поднимать руки. Хочется спросить: он поднимает руки только когда ему говоришь "укушу" или как?. Ребенок сообразительный, заимев навык (поднять руки), сможет использовать его в разных ситуациях. А у "несообразительного" будет автоматизм на одну-единственную ситуацию. (Это тоже не обязательно, возможны варианты, но допустим). Вот и получается, что несообразительному надо придумывать больше мотивирующих игр.
Марианна, у меня ребенок очень близок к полюсу "несообразительных", и руки поднимает, если только подушка надвигается или мишка большой 8-0. Но сегодня она "рисовала" пальчиковыми красками, и ей было так интересно, что и руки двигались, и пальчик оттопыривался, чтобы макнуть в краску, и даже цвета показывала рукой, а не глазами, как обычно (правда, промахивалась, но важна сама попытка). Так что пробуйте, наблюдайте, что ребенку интересно.

Марианна - 14-6-08 в 14:56

Цитата:
Исходное сообщение от мамаНаташи
Марианна, у меня ребенок очень близок к полюсу "несообразительных", и руки поднимает, если только подушка надвигается или мишка большой 8-0. Но сегодня она "рисовала" пальчиковыми красками, и ей было так интересно, что и руки двигались, и пальчик оттопыривался, чтобы макнуть в краску, и даже цвета показывала рукой, а не глазами, как обычно (правда, промахивалась, но важна сама попытка). Так что пробуйте, наблюдайте, что ребенку интересно.

Как здорово! А у нас полная пассивность, и получается что я сама и леплю, и рисую, а он смотрит в сторону, я понять не могу, он видит вообще чем "мы" занимаемся. Логопед тоже добиться не может сдвига, хотя много чего использует. Нет результата - нет новых звуков, нет реакции на знакомое лицо, предмет. Иногда улыбается, когда слышит знакомые песни или стихи. Но он так уже четыре года улыбается.

Марианна - 14-6-08 в 15:26

Цитата:
Исходное сообщение от Оля
дочка моя, если с ней не играть и не придумывать всяких "бессмысленных" занятий что-то очень громко протестует :) Так что это еще вопрос, у кого интеллект отсутствует!
Главное, чтобы занятия были в радость - и вам, и ребенку. Тогда ведь никак не скажешь, что они бессмысленны.

Вы молодцы. Протестует = понимает.
Вы ходите в обычный сад? Это уже о многом говорит.
Занятия может и не бессмысленны, просто когда нет никакой ответной реакции, тяжело.

Оля - 15-6-08 в 00:32

Цитата:
Исходное сообщение от Марианна
Вы ходите в обычный сад? Это уже о многом говорит.
Занятия может и не бессмысленны, просто когда нет никакой ответной реакции, тяжело.
Нет, конечно, не ходим мы в обычный сад. Это у нас есть сад для детей с проблемами зрения, а у нас к двигательным проблемам еще почти полное его отсутствие и инвалидность по зрению оформлена, так что мы к этому саду "прикреплены", но что с нами делать они что-то в упор не знают - им и по зрению-то такие большие нарушения не попадались, то ли у нас все здоровые, то ли им про сад никто не сказал (мне тоже не врачи сообщили - таксист ;), а уж когда до кучи и все остальное. В общем, мучаются они с нами, и выпихнуть не могут, и взять тоже. На прошлый год они нас взяли на индивидуальные занятия и план был не плох - сначала привыкание в одиночку, потом + 1 ребенок из группы, потом маленькая группа - 3-4 ребенка, все на полчасика, ну и на процедуры какие-то к ним ходить можно, мы даже ходили, все равно нам их окулист прописал 2 раза в год. Но в итоге что-то не вышло ничего, отходили мы где-то месяца два, а потом то мы заболеем, то ребенок у нашей преподавательницы, то праздники, в общем, что-то все сошло на нет и Надюха стала там очень скандалить на этих занятиях. в общем, не знаю, будем ли мы с ними дальше общаться и в каком режиме, надеюсь, я по крайней мере донесла до них, чего я вообще-то от них хочу.
А по-нормальному мы занимаемся в ЦЛП, только это всего 1 раз в неделю, увы. И ехать нам туда - 2 часа в один конец, если с электричками повезет... но несмотря на то что мы с дороги приезжаем, Надюха эти занятия обожает, старается и толк есть.
А про нет ответной реакции - это я Вас очень хорошо понимаю, у нас так тоже долгое время было. Вернее, у нас на все одна реакция была - орать. Мне порой казалось, что ребенок у меня вообще ничего не соображает. хотя на самом деле и тогда уже можно было заметить, что это не так, просто я сама уже от усталости не соображала.
Марианна, а негативных реакций у вас тоже нет? Положительные-то могут так и проявляться - слушает-улыбается, или ощущает и как-то про себя это ощущение переваривает - тут не поймешь. А наоборот? Если, скажем, звук какой неприятный или очень громкий, или вода холодная или еда соленая? Есть что-нибудь, что не нравится?

Оля - 15-6-08 в 00:41

Цитата:
Исходное сообщение от мамаНаташи
Но сегодня она "рисовала" пальчиковыми красками, и ей было так интересно, что и руки двигались, и пальчик оттопыривался, чтобы макнуть в краску, и даже цвета показывала рукой, а не глазами, как обычно (правда, промахивалась, но важна сама попытка).
Супер, как здорово! молодчина какая :))

Марианна - 15-6-08 в 15:43

Цитата:
Исходное сообщение от Оля
[Марианна, а негативных реакций у вас тоже нет? Положительные-то могут так и проявляться - слушает-улыбается, или ощущает и как-то про себя это ощущение переваривает - тут не поймешь. А наоборот? Если, скажем, звук какой неприятный или очень громкий, или вода холодная или еда соленая? Есть что-нибудь, что не нравится?

Громкие звуки, ветер (когда гуляем)... все. Раньше было больше. Сейчас он спокойный, но индифферентный. Почти не двигается, все движения - пассивные.

Лана - 15-6-08 в 17:47

Провоцируйте детей!!!
Мама Саньки - это который сейчас компьютерный гений, провоцировала сына накаждом шагу. То штаны наполовину наденет, то пустую ложку с рот сунет (а в ложке-то любимая пища!) Санька начинает возмущаться, и на волне возмущения то звук новый произнесет, то руку на сантиметр дальше протянет.
Удивляйте детей!!!
Новые шапки, новые запахи, новые звуки сами издавайте. Слабо вам целый день через слово вставлять ля-ля или бом-бом?
А потом анализируйте - что вызвало интерес, что нет. И работайте в данном направлении.

Марианне - похоже, ваш мальчик воспринимает информацию через слух. Вычленить желанные и нежеланные звуки, отсюда отталкиваться. И попробовать научить соотносить силу и высоту звука с другими характеристиками. Громче звук - выше руки. Ниже звук - крупнее показываемая фигура, старше персонаж и т.д.

Наташе - лысый кот именно из-за аллергии, и шерсти меньше . А еще у лысых бывает хороший характер. Саньке лучшим другом была серая полосатая кошка "Дляга" - породы русская помойная. Бертику подошла кошка Милка - похожая на балинезийскую, голубоглазая, окрас как у сиамской, но попушистее. Эта Милка меня царапала, а Бертика - никогда, а уж он за хвост ее потаскал. Наш рыжий кот Мурена никогда не обижал Гошу моего. А Гоша любил лошадей, он ими даже управлять мог - притормозить или вскачь послать. Гены сказались, видимо.
Дело, видимо, не сколько в породе, сколько в конкретном животном - подходит или нет. Идеальный вариант - соседская кошка, при условии, что она чистая . Вы ее приносите на полчаса, кормите, играете - и восвояси.
А вот одного деревенская мальчика Гарея городская учительница могла удерживать в рамках, вспоминая их корову Ромашку. Гарей, ты домой приедешь, а букву а не научился писать. Что же мы Ромашке-то скажем?

если кратко - использовать образ любимого ребенком живого существа. Желательно реального.

Лана - 15-6-08 в 18:00

Наташе.
Допустим, что ребенок делает это действие тоько в заданной ситуации. Не повод для трагедии!
Главное, что он вообще МОЖЕТ это сделать. Смоделируем еще одну ситуацию - научим навыку, смоделируем третью - опять научим. Более чем уверенна, что в третий раз учить будет легче. Подвинем, покрутим, поэкспериментируем.
Какой мне прок с того, что я помню, что высоуглеродистые стали обозначаются индексом А, если я всю жизнь была гуманитарием? Но то что я могу это помнить - мелочь, а приятно.
Недавно я своему 17-летнему неговорящему рассказывала сказу, там были слова - взял дед дубину и пргнал волка. И мой вставил - Бум! - это он звук дубины изобразил. Увы, больше никогда не изобразит. Но для меня важно, что он МОЖЕТ это делать, хотя смысла в этом нет. А я все равно рада до жутию
Даже разовый успех - все равно успех. Вы это знаете лучше меня. Нам бы это еще окружающим объяснить...

Марианна - 15-6-08 в 18:18

Цитата:
Исходное сообщение от Лана
И попробовать научить соотносить силу и высоту звука с другими характеристиками. Громче звук - выше руки. Ниже звук - крупнее показываемая фигура, старше персонаж и т.д.

Спасибо за идеи, я со звуками как раз пытаюсь что-то придумывать. И про кошку раньше думала (но нас ведь запугали паразитами), теперь вы меня убедили. Едем на птичий рынок!

мамаНаташи - 15-6-08 в 18:41

Цитата:
Исходное сообщение от Лана
Недавно я своему 17-летнему неговорящему рассказывала сказу, там были слова - взял дед дубину и пргнал волка. И мой вставил - Бум! - это он звук дубины изобразил. Увы, больше никогда не изобразит. Но для меня важно, что он МОЖЕТ это делать, хотя смысла в этом нет.

:yes: На том стоим. Моя говорит "ай-яй-яй", но все не в тему, безотносительно к ситуации. Радуюсь. Может, когда "попадет в кон" (случайно;-)).

Лана - 16-6-08 в 08:09

Это для нас - не в тему. А ведь одно ай-яй-яй другому рознь. Мы не умеем расшифровывать, надо учиться. А потом учить окружающих понимать наших детей.

mama_Viki - 29-7-08 в 06:31

Цитата:
[Как здорово! А у нас полная пассивность, и получается что я сама и леплю, и рисую, а он смотрит в сторону, я понять не могу, он видит вообще чем "мы" занимаемся. Логопед тоже добиться не может сдвига, хотя много чего использует. Нет результата - нет новых звуков, нет реакции на знакомое лицо, предмет. Иногда улыбается, когда слышит знакомые песни или стихи. Но он так уже четыре года улыбается.

Прочитала и прямо дух захватило! Я 13 лет борюсь, но очень мало, что получается.Любит слушать песенки детские, сказки.Но очень недолго, смотрит в сторону. Периодически занимаемся с логопедом, дефектологом. А нанимать хороших специалистов, в силу немногочисленого присутствия ден. средств и отсутствия оных специалистов (мы живем в Башкирии) не получается. Но надежда не умерла. А, что делать дальше не знаю!:-)

Лана - 29-7-08 в 14:43

Мама Вики, напиши мне в личку. Я из Уфы, может, что посоветую. Или созвонимся, но я только по ночам звоню.

Повторяю сотый раз - есть реакция. Просто мы не научились пока ее вычленять.

мама Даши - 7-1-12 в 17:33

Песни из мультфильмов крутим каждый день,Даша бегает,играет,занимается мелкими пакостями,на музыку реакции 0.Теперь она смотрит мультики со знакомыми песнями и сидит спокойно и показывает,что включить.И подвывать жалобно стала под музыку.Мы так делаем несколько лет.По-этому если вы не видите реакцию,это не значит что её нет.Для всего нужно время.И кот Даше хорошо помогает.Собачку,только у нас украли.Прямо горе целое у ребёнка.:weep: