Форумы сайта Особое детство

Ребенок не говорит. Что делать?

мамаНаташи - 26-12-07 в 10:23

Поделитесь, у кого как дети начали говорить, что явилось "пусковым механизмом" - работа с логопедом, лечение в каком-нибудь центре, еще что-то... Нам 4 года (ДЦП, ЗПРР), и мы молчим. Занятия с логопедом дают нулевой результат. Я начала с рук - руки у нас поражены, игрушки не берем и т.п. Полгода сама делала массаж и массу других манипуляций (описывать все слишком долго). Все врачи заметили улучшения в руках - ушла спастика, появилась опора на ладони. Но речи так и не появилось. Ребенок не овощ, многое понимает, глазами "показывает" - где собачка, где мама и т.д. Эмоций - море! Сказки слушает - смеется, визжит от восторга... А сказать ничего не может...

Лана - 26-12-07 в 10:58

Что значит - не говорит? Вообще абсолютно никаких звуков не произносит? Мычит? Слоги? Нетрудные отдельные слова? Свой язык (типа ыыы- смотри, ааа - кушать давай)? Звукоподражание? Жесты, кивки головой?

Учите ли буквы? Каковы успехи? Глобальное чтение? Чтение слогов?
Кстати, где вы живете - Москва, областной город, деревня?

Мой знакомый Саня из Уфы с сильнейшими гиперкинезами заговорил лет в 5. Сейчас ему 15, отличник, быстрей меня печатает.

мамаНаташи - 26-12-07 в 11:20

Мы до сих пор только "гулим" - "а-а-а", "ага", "гу", "бу", "ай-яй". "Своего языка" нет. Единственно, как бы отвечает на вопросы: "Кушать хочешь?" - "Ы-ы-ы". Звукоподражания нет, жестов тоже. Буквы показываю, спрашиваю "Где "А"?" - глазами показывает. Живем в Тольятти. У нас хороший реабилитационный центр, хорошие специалисты, просто ребенок, как говорится, "тяжелый"...

Лана - 26-12-07 в 11:37

Ну это уже кое-что! Есть от чего отталкиваться!
Работать. работать над всем и сразу.
Медикаменты и БАДы безвредные. Ну это врачи посоветуют.
ЛФК, физиотерапия - и сама массаж ручек. Ой, да вы все лучше меня знаете.
От отдельных букв переходите к слогам и целым маленьким привычным словам - глобальное чтение называется.
Есть ли в Тольятти кто-то, кто занимается лечебной педагогикой? Это здорово помогает - но это мое ИХМО
Реабилитационные центры инвалидов- можно по очереди ходить в областной, городской, районный - и бесплатно.
Главное - найти педагога, который поверит в вашего ребенка.
Мой знакомый Бертик - ДЦП, аутизм - заговорил аж в 11 лет. В 11!!!
А про лечебную педагогику разузнайте.

Nitra - 26-12-07 в 11:49

МамаНаташи, а Вы в Самару в ЦЛП не пробовали попасть, хотя бы на консультацию.

ссылка

А что делали с ручками, что спастика ушла и опора появилась? У нас руки очень плохие, тоже ничего не берем...

Лена23 - 26-12-07 в 12:36

Все спеиалисты говорят, что речь связана с руками, Пока руки не наладятся с речью бедат туго, надо ручки развивать (мелкая моторика, массаж и пр.)

мамаНаташи - 26-12-07 в 13:27

В нашем центре специалисты по кондуктивной педагогике - не знаю, совсем ли это одно и то же, что и лечебная педагогика. Логопед тоже ручкам много внимания уделяла: поднять, протянуть, взять, с пальчиками возилась долго, даже вибромассаж делала. Потом я долго сама занималась: ежедневно массаж рук по часу на каждую, пока руки не распрямятся и ладошки не станут разворачиваться легко. Затем точечный массаж. Мячики разные - колючие, мягкие, вкладываю в ладошку и сжимаем-разжимает. Массажная расческа - деревянная - на ладошки. Контрастная гимнастика - кусочком льда по пальчикам, затем в горячую воду. Игра на пианино (которое на батарейках). Ой, да много чего... А ребенок молчит!!! А насчет Самарского ЦПЛ - хорошая идея, спасибо.

Лена23 - 27-12-07 в 12:54

Как сказано у Домана, основное правило: длительность, частота, сила воздействия помноженная на родительское терпение и любовь.
Длительность это сколько времени у вас ушло (неделя, месяц и т.п.) частота - чем чаще тем лучше - 5 мин каждые пол часа в течении дня , а сила воздействия... это и есть сила, просто у некоторых дет. нарушено какое либо восприятие, может тактиное, может слуховое, зрительное, и в зависимости от того что нарушено на то и надо воздействовать с большей силой, что б реб. почувствовал это воздействие.
Может быть вашему ребенку необходимо более длятельное время воздействия.
Не только руки может проблема в чем то другом, главное найти источник и воздействовать на него...
(моя дочь тоже не разговаривает 3,5 года, но у нас проблема с ротовой полостью, ручки тьфу тьфу, а речи нет, но мы причину знаем...)

Галина - 27-12-07 в 13:06

мамаНаташи, есть великолепные пособия, практически классика:
Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей и вторая книга, ее, к сожалению, нет в электронном виде:
Ромена Августова "Говори! Ты это можешь"
Посмотрите, возможно, они вам помогут!

Мария_Дименштейн - 30-12-07 в 02:42

Цитата:
Исходное сообщение от мамаНаташи
Поделитесь, у кого как дети начали говорить, что явилось "пусковым механизмом" - работа с логопедом, лечение в каком-нибудь центре, еще что-то... Нам 4 года (ДЦП, ЗПРР), и мы молчим. Занятия с логопедом дают нулевой результат. Я начала с рук - руки у нас поражены, игрушки не берем и т.п. Полгода сама делала массаж и массу других манипуляций (описывать все слишком долго). Все врачи заметили улучшения в руках - ушла спастика, появилась опора на ладони. Но речи так и не появилось. Ребенок не овощ, многое понимает, глазами "показывает" - где собачка, где мама и т.д. Эмоций - море! Сказки слушает - смеется, визжит от восторга... А сказать ничего не может...

Сначала - некоторые мысли от Л.М.Зельдина, который прислал подробное письмо с ответами на Ваши вопросы, а я их сейчас "раскладываю" по темам:

Речь у разных детей запускается совсем разными способами, потому как речевая функция очень многосоставна и проблемы и соответственно их решения ну очень многообразны. Конечно интересно, кто как научился, но это вероятнее всего не имеет отношения к Вашему ребенку.

Но. В общем случае мы можем заметить, что речь:
а) Средство самовыражения.
Поэтому, в первую очередь имеет подосновой звуковой жест.
Поэтому надо учиться выразительно звучать. (я так поняла, что предпосылки этого у Наташи как раз есть, что не мешает дальше эту способность развивать - М.Д.)
б) Развивается только по подражанию.
Поэтому осваивайте все доступные формы подражания.
Для этого надо умудряться и заинтересовывать ребенка и предлагать доступные для подражания образцы. Как можно больше.
В части артикуляций таковые сильно культурно ограничены. Плюньте на эти ограничения. Надо и рот широко разевать и язык высовывать и буквально плеваться и громко чавкать и громко чмокать и т. д. и т. п. , и все это с удовольствием.
в) Форма взаимодействия.
Уже просто в подражательных играх этого взаимодействия море и дальнейший прогресс зависит от функциональных ограничений. Но для того чтобы ребенок старался использовать свои возможности, он должен видеть отклик, вашу реакцию на доступную ему форму высказывания. Поначалу это очень нежный процесс. Надо захотеть что-то сказать, быть уверенным, что тебя попытаются понять, найти что сказать, как, убедиться что получилось и получить ответ.
В общем речь это очень не физиология, хотя и нуждается для своей реализации в множестве физиологических процессов. Говорить -- это очень человеческое занятие. И способов говорить очень много.
Чрезвычайное значение, придаваемое в современной практике "мелкой моторике", мягко говоря, преувеличено. Хотя в ряде случаев занятия руками оказываются очень существенными, имеет смысл помнить, что зачастую совсем хорошо говорят ДЦПята с практически парализованными руками.
Надо отметить, что проблемы с удержанием головы естественным образом порождают проблемы с речью.
Просто часть мышц, участвующих в речеобразовании, вовлекается неправомочно в попытки контроля головы. Они могут вовлекаться и у здорового человека, собственно в этом ничего патологического нет. Проблема в степени. В норме такая ситуация возникает только в экстремальных ситуациях, а у ДЦПят такое участие может быть постоянным.

Добавлю немного от себя: для игр и занятий важно подбирать для Наташи удобное положение , чтобы силы уходили не на поддержание позы, в частности на контроль головы, а на собственно общение.
Еще важный момент: основой активной речи является понимание, и хотя Наташа многое, безусловно, понимает, надо иметь в виду, что понимание должно сильно опережать говорение, так что, работая над этим самым пониманием, Вы будете создавать базу для дальнейшего развития речи.

мамаНаташи - 30-12-07 в 18:23

Совершенно верно: проблемы с удержанием головы естественным образом порождают проблемы с речью. Это наш случай. И найти удобное положение не всегда удается. Гипертонус, ребенок просто выгибается дугой - в коляску не усадишь, в положении лежа тоже голову назад уводит... Иногда сидя у меня на коленях расслабляется, но так она мое лицо не видит, соответственно не видит мою артикуляцию.
Ребенок должен захотеть что-то сказать... У нас пока первобытный какой-то уровень. Желание чего-то выражается нытьем, плачем. Затем начинается диалог. "Что ты хочешь?" - ребенок замолкает, улыбается и явно ждет продолжения. Начинаю перечислять: "Кушать?" - молчит, но взгляд заинтересованный. "Пить?" - "Ы-ы-ы!!!" (очень напористо, "с акцентом"). Ну, слава Богу, поняли. Пьем.
Вот такое общение. Ну это так, небольшая иллюстрация.
Немного не поняла про "подосновной звуковой жест".
И еще. Наверняка мешают парезы мышц ротовой полости и горла, а они есть, т.к. и поперхивается, и глотает с трудом... Уф-ф-ф. В общем, букет причин.
А разве так не бывает: все понимает, а не говорит? (это к развитию понимания).

Мария_Дименштейн - 30-12-07 в 23:32

Цитата:
Исходное сообщение от мамаНаташи
Немного не поняла про "подосновной звуковой жест".

Подосновой речи является звуковой жест. То есть одной из причин, основой, без которой речь не формируется. Ребенок сначала выразительно звучит, когда хочет что-то сказать (как Наташа - "Ы-ы-ы!!!"), потом звучание усложняется и постепенно превращается в слоги и слова.

Цитата:

А разве так не бывает: все понимает, а не говорит? (это к развитию понимания).

Бывает. Тем не менее, чем лучше ребенок понимает обращенную речь, тем легче с ним общаться и тем сильнее предпосылки для развития активной речи. Бывает наоборот - речь опережает понимание - тогда зачастую мы видим эхолаличную речь, не направленную на общение. А поскольку нам важно именно общение, то надо стараться построить для этого общения платформу (понимание), на которой будет в дальнейшем строиться речь. И чем крепче эта платформа, тем лучше.
Можно сказать, что понимание - необходимое, но не достаточное условие для развития речи.

мамаНаташи - 1-1-08 в 00:56

Понятно. Значит, мы "звучим" уже где-то год, без всяких намеков на усложнение. Хотя, дабы стимулировать... иногда как бы "не понимаю", что хочет сказать ребенок. Однако "Ы-ы-ы" пока так и не переходит в желаемое "дай" (или "пить", и т.п.)
И еще. Понимание, над которым нужно работать. Разве оно не развивается естественным образом в процессе ежедневного общения?
А вообще - спасибо за то, что даете пищу для размышлений. Иногда нужен другой взгляд на проблему, чтобы она начала решаться.

Мария_Дименштейн - 8-1-08 в 22:34

Цитата:
Исходное сообщение от мамаНаташи
И еще. Понимание, над которым нужно работать. Разве оно не развивается естественным образом в процессе ежедневного общения?

Естественным образом тоже развивается, но как правило недостаточно. Посмотрите в прикрепленном файле главу из книги Е.Янушко "Помогите малышу заговорить". Для детей, у которых не только отставание в речевом развитии, но и сочетание других проблем, конечно, надо этот текст использовать выборочно, но, я надеюсь, что-то Вам пригодится.

Вложение: Янушко_понимание-речи.doc (107kB)
Этот файл был скачан 7621 раз


мамаНаташи - 9-1-08 в 19:13

Спасибо. Вот это я и имела в виду, говоря о "ежедневном общении".

Формирование речи

Nitra - 15-1-08 в 11:24



Вложение: Формир.речи.rar (52kB)
Этот файл был скачан 1193 раз


Lesik - 12-4-09 в 09:09

Привет. Один из действенных способов - массаж. Берется силиконовая зубная щетка (двусторонняя: с одной стороны щетинки, с другой пупырышки). Щетинками массируются зубки и десны, второй стороной массируется язык со всех сторон, внутренняя поверхность щек, губы.
массаж внешней стороны щек - круговые движения, лоб - от середины к вискам, рот - от носа к подбородку.
звуки (гласные) (артикуляция): пальцами взять губы ребенка и ставить в нужное положение, произнося эти звуки(например у, поставить у ребенка губы трубочкой, сказать у и т.д.).
для того, чтобы ребенок жевал, берутся жевательные конфеты, приклеиваются на зубик (жевательный). У ребенка постепенно формируется нужный рефлекс.

rozab - 12-4-09 в 10:50

У меня ребёнок почти не говорит, слова вылетают только на эмоциональном подъёме. Изредка может сказать "да", "нет", "мама" и др.
А тут недавно смотрит телевизор. Я на кухне варю. Показывают сюжет, как приёмная мать избивала детей. Илюшка мой бегает тревожно, волнуется, прыгает и кричит:
- Мама, мама!
Я, обрадованная, подлетаю к нему. Дождалась, наконец, мамой назвал! А он так смотрит мне в глаза и протяжно выводит:
- Би-и-ла, гадю-ю-ка!
Так его этот сюжет расстроил. Аж речь появилась.

Loris-07 - 2-6-09 в 21:49

моему сынуле уже 6, а он не говорит. онр 1уровня, моторная алалия. никто толком не знает, как заниматься с ним

Moonlike - 3-6-09 в 06:11

Loris-07
А жестами выражать свои желания он умеет?

ktyz - 3-6-09 в 09:13

Цитата: Исходное сообщение добавлено мамаНаташи  
Уф-ф-ф. В общем, букет причин.
Букет -- это обычно. Одна причина бывает оч. редко. Но и полностью перекрытая функция тоже редкость.
Поэтому ищите приемлемые для вас речевые формы. Они зависят целиком от возможностей ребенка.

Товарищи ученые говорят, что речь -- чисто социальный продукт желаемой коммуникации.
При этом оказывается детям исходно нужна лишь некая языковая база -- не важно звуковой речи, или жестовой.

Дальше они даже очень дефицитную базу удивительно творчески развивают, но только в рамках реальной коммуникации. Есть целый ряд удивительных наблюдений.
Так что проблема оказывается в основном в возможностях взрослых, у которых, нормально, с языковым творчеством не ах.
Про коктейли из карточной + жестовой + звуковой исследований не видел, но не думаю, что что-то особенное.

Примерно с четырех лет наступает период очень интенсивного языкового творчества, в процессе которого дети развивают грамматику в рамках доступной им речевой формы. И эффективность этого развития зависит в первую очередь от творческих возможностей партнеров по коммуникации, в данном случае от Вас.

Так что логика поведения для вас простая.

1. Нужна надежная, пусть очень ограниченная "словарная база", связанная с определенными понятиями, представлениями, желаниями, ощущениями и т. д.
"Слова" могут быть чем угодно -- от мычания до дрыгания ногой. Главное -- разные для разных объектов и к ним привязанные. Т. е. в первую очередь нужно зацепить принцип называния.
Пусть "словарь" будет из 3 слов, а слова окажутся весьма оригинальными.

2. Нужно в этом словаре выделить существительные и глаголы для начала.

3. Ваш "язык" явно будет поначалу бедноват и аффиксами (приставками, суфиксами, окончаниями), предлогами и прочими грамматическими инструментами, но грамматика -- необходима.
Для всех грамматических форм которые ребенок улавливает в вашей речи надо строить аналоги из доступного материала.
Пусть, например, поворот головы налево обозначает прошлое время, а направо будущее и применить их удастся лишь в паре простейших фраз.
Главное чтобы ребенок открыл для себя возможность их обозначить.
Скажем фраза "Маша идти" (характерный наклон головы + покачивание из стороны в сторону) + поворот головы влево = "Маша приходила".

4. Нужно понимать, что таким образом сформируется лишь ваш семейный язык, аналог языков которые формируют близнецы, непонятный для окружающих.

На этом месте есть конечно "тупоконечники" и "остроконечники".
Одни говорят, что речь должна иметь только
стандартный, пусть оч. бедный вид.
Другие говорят, что главное -- развитие личности, которое очень затруднено без развитой коммуникации.
Поэтому главное эту самую коммуникацию наладить, а дальше ее можно развивать и "стандартизировать".

Мне больше нравится второе мнение, реально все дети развиваются к "стандартной" речи через "домашний" язык.
Хотя понятно, что в нем можно и застрять, поэтому при первой возможности нужно тянуться в сторону общепонятности.

Джесика - 13-6-09 в 19:25

Цитата: Исходное сообщение добавлено мамаНаташи  
Поделитесь, у кого как дети начали говорить, что явилось "пусковым механизмом" - работа с логопедом, лечение в каком-нибудь центре, еще что-то...

конечно, у всех есть свои особенности. мой не говорил до 4,5 лет. только звуки и отдельные слова. лечились в центрах, ходили к логопеду - всё было бестолку. мы отчаялись.

нам посоветовали лошадь, 3 месяца каждый день на разогретой лошади 15 минут. важное условие-каждый день и без седла, с перерывами только на выходные сб-вск. причем, мы просто банально катались на голой спине пони.

проходили так 1,5 месяца потом сразу уехали на море. приехали и тут он начал выдавать предложения аж по 3 слова(!) как мы радовались, вы наверно, меня поймете.
врач, который нам это посоветовал, удивился, что такой эффект был даже от пони. считается, что для подобных лечений подходят только лошади специально обученные.

сейчас говорит сложными предложениями, но еще не очень хорошо и не всегда. нам надо доходить еще 1,5 месяца.
начинаю верить чудесам.

ktyz - 13-6-09 в 21:04

Джесика,
говорят: "рядом -- не значит вместе, и после -- не значит по причине".
Кажется у вас именно такой случай.
Конечно можно нарисовать модель что вот именно потому-поэтому и не одну.
Но для меня это стандартная иллюстрация древнего главного секрета медицины: болезни проходят сами, поэтому главное -- лечить подольше и обязательно будут чудесные результаты.

Это не значит, что я вам порекомендовал бы бросить это дело из теоретических соображений. Ма-а-аленький шанс есть, что пони работает, и поэтому уже конечно надо дохаживать.

А "специальная обученность" лошадей состоит лишь в том, что они просто умеют не обращать внимания на то, что у них на спине делается.

Loris-07 - 21-6-09 в 17:25

мой сын жестами пользуется, которые придумал сам. например, если ему что-то нужно купить, то показывает указательным пальцем в ладошку другой руки или в рот, хотя это может быть и что-то несъедобное. недавно начал произносить слоги ма-ма-ма и па-па-па.

Tasha - 26-6-09 в 22:18

Цитата: Исходное сообщение добавлено Loris-07  
мой сын жестами пользуется, которые придумал сам.


У меня тоже общается, в основном, с помощью самопридуманных жестов. А бывает и с помощью звуков и интонаций. Например, если она хочет куда-нибудь пойти, то показывает туда пальцем и говорит "уа" ("туда"). А в последнее время начала запоминать, использовать и всем известные жесты: может поздороваться, попрощаться, подозвать к себе.

ktyz - 27-6-09 в 12:59

Цитата: Исходное сообщение добавлено Tasha  
У меня тоже общается, в основном, с помощью самопридуманных жестов.
Речь развивается только если есть общество. Развитие речи это коллективное усилие.
Здорово конечно когда речь развивается вроде бы "сама", естественным путем, но у вас так не получилось и ребенку надо найти свои способы добиваться взаимопонимания с окружающими. Он должен ни много ни мало создать новый язык.

Как выяснилось (отследили развитие пиджинов, креольских, языков глухонемых) языки вообще создают дети в процессе коллективного творчества.
Если Вы не вовлекаетесь в процесс языкового творчества ребенку очень сложно это делать в одиночку.
Так что придумывайте вместе любые способы коммуникации, а это в первую очередь выразительные средства, адекватно воспринимаемые другим человеком.

Конечно осмысленность высказываний нужна и важна, но в первую очередь нужна "понятность" не понятийная.
В этой области выразительные средства наиболее пластичны и вы вместе можете нащупать наиболее доступные ребенку формы выражения.

При этом всегда вопрос как же он Вашу речь воспринимает. Одновременно и с этим понемногу разберетесь.
Цитата: Исходное сообщение добавлено Tasha  
А в последнее время начала запоминать, использовать и всем известные жесты: может поздороваться, попрощаться, подозвать к себе.
Использование стандартных форм коммуникации крайне важно и позитивно. Это значит, что доступно подражание -- основа обучения.
Так что на расширение стандартов тоже надо налегать, стараясь добиться, чтобы они были не стереотипными, а произвольно вариативными.

Tasha - 30-6-09 в 14:02

Ktyz, спасибо большое за советы! Очень признательна. Будем и дальше работать в этом направлении.
А на счет коллективного творчества - то здесь я с вами согласно на все 100%. Как только Настя освоилась и начала себя чувствовать комфортно в присутствии других людей, прогресс в развитии просто на лицо. Она уже никого не боится, со всеми общается (по-своему, конечно). Когда кто-нибудь подходит, может поздороваться первой (помахать рукой). Буквально на днях произнесла слово "кач" (качели). До этого только "мама", "баба", "няня" и "я". И с каждым днем все больше и больше.