Ольга - 26-4-21 в 05:27
Вероника Суворова: В чем смысл сдачи пустого отчета? То есть у органа
опеки нет законодательных норм контролировать исполнение обязанностей опекуна?
Тем более, что проверки осуществляются один раз в 3 года. А если что случится, то
будут виноваты органы опеки?
Что значит «пустого отчета»? Подопечный, как минимум, получает пенсию. Даже если
нет иного имущества, в отчете должны содержаться данные о состоянии номинального
счета. Если не получает пенсию, то это вопрос к опекуну, почему не оформлена
инвалидность и пенсия – насколько это в интересах подопечного.
Что касается проверок и ответственности органов опеки и попечительства. Проверки
один раз в 3 года установлены только для опекунов, которые являются близкими
родственниками и на момент назначения опекунами прожили совместно с подопечными
не менее 10 лет. Законодатель предполагает, что риски злоупотреблений такими
людьми своими правами низкие.
Орган опеки и попечительства несет ответственность за надлежащее исполнение
своих полномочий по контролю. То есть за полноту проведения проверок условий
жизни подопечных и осуществления других контрольных мероприятий.
Также целесообразно выстраивать взаимодействие с различными организациями, в
которых подопечные получают услуги, – напоминать организациям, что в силу ч. 4 ст.
24 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» лица, которым стало известно об
угрозе жизни или здоровью лица, находящегося под опекой или попечительством, о
нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и
попечительства по месту фактического нахождения подопечного или прокурору. Если
подопечный получает социальные услуги, находится в поле зрения других людей, а не
только опекуна – это более благополучная ситуация. Именно от других людей могут
поступать сигналы о неблагополучии подопечных. Если подопечный не получает
социальные услуги, нет никакой социальной активности – эта ситуация должна
активно контролироваться.
Важно в доступной форме разъяснять подопечным, куда они могут обращаться с
вопросами и за помощью. Это должен быть очень доступный, простой способ. Ни в коем
случае нельзя манипулировать подопечным и опекуном – ведь подопечный не всегда
адекватно воспринимает действия опекуна. Возможность обращения за помощью – это
прежде всего возможность органу опеки и попечительства видеть ситуацию
отношений опекуна и подопечного, помогать им разрешать сложные ситуации.
Возможность подопечного и опекуна обращаться за помощью не должна вести к
автоматическим мерам к опекуну как лицу, злоупотребляющему своими правами, даже
если признаки злоупотреблений имеются. С другой стороны, более открытое и
профессионально встроенное взаимодействие органа опеки и попечительства с
подопечными и опекунами склоняют опекунов к более ответственному отношению к
своим правам и обязанностям.
Отмечу, что в соответствии с ч. 7 ст. 15 Федерального закона «Об опеке и
попечительстве» при осуществлении своих прав и обязанностей опекуны и
попечители имеют право на оказание им содействия в предоставлении медицинской,
психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.