О реализации конституционного права детей-инвалидов, проживающих в
детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, на образование –
null Письмо органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации
В целях оказания помощи органам управления образованием, органам социальной
защиты населения субъектов Российской Федерации, руководителям детских
домов-интернатов для умственно отсталых детей (далее – дома-интернаты) в
реализации конституционного права детей-инвалидов, проживающих в
домах-интернатах, на образование Минобрнауки России и Минздравсоцразвития
России сообщают. Право на образование является одним из основных и
неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Статья 5
Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" устанавливает
государственные гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного,
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. При
этом возможность получения образования гарантируется гражданам Российской
Федерации независимо от их состояния здоровья и места жительства. В целях
реализации права на образование граждан с отклонениями в развитии государство
создает условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и
социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Дополнительные гарантии права детей-инвалидов на образование установлены
Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации". Согласно статье 18 указанного Федерального закона
дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов в соответствии
с индивидуальной программой реабилитации инвалида обеспечиваются
образовательными учреждениями совместно с органами социальной защиты населения
и органами здравоохранения. Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и
общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта
Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 2
августа 1995 года № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и
инвалидов" дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального
обслуживания, в том числе в домах-интернатах, имеют право на получение
образования и профессиональное обучение в соответствии с их физическими
возможностями и умственными способностями. Это право обеспечивается путем
организации в стационарных учреждениях социального обслуживания специальных
образовательных учреждений (классов и групп) и мастерских трудового обучения в
порядке, установленном законодательством. В дом-интернат принимаются
дети-инвалиды в возрасте от 4 до 18 лет с отклонениями в умственном развитии,
нуждающиеся по состоянию здоровья в постороннем уходе, бытовом обслуживании,
медицинской помощи, социальной и трудовой реабилитации, обучении и воспитании и
находящиеся в иной трудной жизненной ситуации. Обучение детей-инвалидов,
проживающих в доме-интернате, может быть организовано путем зачисления их в
специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии либо иное образовательное учреждение,
организующее обучение детей с отклонениями в умственном развитии, как правило,
расположенное территориально наиболее близко к дому-интернату. Возможно также
создание филиала образовательного учреждения или самостоятельного
образовательного учреждения с использованием помещений, оборудования и другого
имущества, принадлежащего дому-интернату и предоставляемого им образовательному
учреждению или его филиалу на договорной основе. Дети-инвалиды, проживающие в
домах-интернатах, зачисляются в образовательное учреждение в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации об образовании. Учебные
занятия могут быть организованы как непосредственно в доме-интернате, так и в
образовательном учреждении или его филиале. При необходимости организуется
подвоз детей-инвалидов и (или) педагогических работников образовательного
учреждения к месту проведения учебных занятий и обратно. К участию в
образовательном процессе целесообразно привлекать педагогических и медицинских
работников дома-интерната. При организации образовательного процесса для
детей-инвалидов, проживающих в домах-интернатах, следует руководствоваться
Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288.
Методические разъяснения специфики образовательного процесса, направлений
деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии, в том числе детей с глубокой умственной отсталостью и детей со сложным
дефектом, а также уровней реализуемых образовательных программ в каждом виде
специального (коррекционного) образовательного учреждения содержатся в
инструктивном письме Минобразования России от 4 сентября 1997 г. № 48 "О специфике
деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов"
(в редакции инструктивного письма Минобразования России от 26 декабря 2000 г. № 3) и
письме Минобразования России от 3 апреля 2003 г. № 27/2722-6 "Об организации работы с
обучающимися, имеющими сложный дефект". Рекомендации по организации обучения
детей-инвалидов должны также содержаться в индивидуальной программе
реабилитации инвалида, разрабатываемой федеральным учреждением
медико-социальной экспертизы. При разработке образовательных программ, учебных
планов, годового календарного графика и расписания занятий необходимо учитывать
возраст, состояние здоровья, особенности психофизического развития и
индивидуальные возможности детей-инвалидов, а также сроки их пребывания в
доме-интернате. Образование детей-инвалидов, проживающих в домах-интернатах,
должно быть направлено на решение проблем максимально возможной социализации
детей, их допрофессиональной подготовки, последующего профессионального
обучения и трудоустройства. Выпускникам образовательного учреждения, имеющего
государственную аккредитацию, проживающим в домах-интернатах, выдается в
установленном порядке свидетельство государственного образца об окончании
специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида или специального
(коррекционного) класса общеобразовательного учреждения. Учитывая изложенное,
считаем необходимым принятие органами управления образованием и органами
социальной защиты населения субъектов Российской Федерации мер по созданию
условий для полноценной организации образовательного процесса для
детей-инвалидов, проживающих в домах-интернатах, включая зачисление
детей-инвалидов, проживающих в домах-интернатах, в образовательное учреждение,
обеспечение учебниками, учебными пособиями, техническими средствами обучения,
разработку образовательных программ, учебных планов, организацию подготовки,
переподготовки и повышения квалификации работников домов-интернатов и
образовательных учреждений по вопросам образования детей-инвалидов, проживающих
в домах-интернатах.
О принятых мерах просим проинформировать соответственно Минобрнауки России и
Минздравсоцразвития России в срок до 1 июня 2007 г.
Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации В.Н. Фридлянов №
ВФ-577/06 от 4 апреля 2007 года
Заместитель Министра здравоохранения и социального развития Российской
Федерации В.И. Стародубов № 2608-ВС от 04.04.2007 |