мамаПоли - 3-7-07 в 19:20
Не очень давно я получила письмо от владельца портала "Город Золотой"
В письме была просьба - помочь в написании этического кодекса близких людей особого ребенка.
В США работники социальных служб, занимающихся проблема инвалидов,
разработали специальные правила для общения:
когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к
сопровождающему или сурдопереводчику, который присутствует при разговоре;
когда вас знакомят с инвалидом, не бойтесь пожать ему руку (правую или левую),
даже если ему трудно двигать рукой или он пользуется протезом;
когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит,
обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами;
если вы предлагаете помощь инвалиду, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте,
что и как делать;
обращайтесь со взрослыми инвалидами как со взрослыми; называйте их по имени и на
ты, только если вы хорошо знакомы;
опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что
опираться или повиснуть на ее обладателе; инвалидная коляска – это часть
неприкасаемого пространства человека, который ее использует;
когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте
его внимательно; будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу; не
поправляйте его и не договаривайте за него; никогда не притворяйтесь, что вы
понимаете его, если на самом деле это не так;
когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями,
расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам легче
будет разговаривать;
чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или
похлопайте по плечу; смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в
виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам; расположитесь
так, чтобы на вас падал свет и вас было хорошо видно;
если вы случайно допустили оплошность, не смущайтесь и постарайтесь ее
загладить.
А у нас? Что вы думаете по этому поводу?
Давайте напишем все вместе этот кодекс
мамаПоли - 3-7-07 в 19:37
Цивилизованное общество не сразу осознало, что нет смысла в демократии, если
существует социальная изоляция инвалидов, если инвалиды не имеют равных условий
и возможностей с другими людьми, если они лишены права жить независимо,
осмысленно, активно. В 1948 году ООН была принята Всеобщая декларация прав человека,
которая провозглашала равенство прав "всех людей без исключения", но в нее не были
включены разделы об отношении к инвалидам. В последующие годы прогнозы динамики
роста численности инвалидов в мире, особенно активного трудового возраста,
оказались весьма настораживающими. В среднем 10% жителей нашей планеты (около 500
млн. человек) имеют врожденные или приобретенные ограничения жизнедеятельности,
и этот показатель постоянно растет. Происходит это главным образом за счет
ухудшения здоровья населения Земли, а также расширения критериев определения
инвалидности. В общем контингенте инвалидов мужчины составляют более 50%, женщины
– более 44%, люди пожилого возраста – около 75%. В среднем каждая четвертая семья в
мире имеет в своем составе инвалида. Не случайно в 1975 году ООН приняла Декларацию
прав инвалидов, в которой говорилось: "Инвалиды, каковы бы ни были происхождение,
характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что
и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на
удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и
полнокровной". В 1994 году в Основной Закон Германии (в стране в 1999 году по
официальным данным насчитывалось 6,6 млн. инвалидов) была внесена поправка
следующего содержания: "Никто не должен притесняться из-за своих недостатков
(умственных или физических) ". В дальнейшем Кодекс социального законодательства
был дополнен разделом "Реабилитация и участие инвалидов в жизни общества",
который вступил в силу с 1 июля 2001 года. В этом разделе были обобщены юридические
предписания, касающиеся вопросов реабилитации и обеспечения прав инвалидов.
Особое внимание со стороны государства в Германии оказывается не только
социальной защите и реабилитации инвалидов, но и предупреждению инвалидности,
профилактике детской инвалидности, выявлению признаков инвалидности на ранней
стадии, ранней реабилитации инвалидов, профессиональной подготовке и
переподготовке инвалидов с учетом их физических возможностей, склонностей,
профпригодности, опыта и др. Для этой цели служат специальные реабилитационные
центры, специальные учебные заведения, в том числе заведения профтехобразования,
особые тренировочные центры и пр., выделяются значительные средства.
Человека, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие
какой-нибудь врожденной аномалии, болезни, ранения, увечья в русском языке
называют инвалидом (от лат. invalidus – бессильный, слабый). В немецком языке его
называют behindert ("ограниченный в возможностях", от behindern – затруднять), а в
английском – disabled: "неспособный" (выполнить определенные действия). Разные
термины характеризуют и разное отношение. Как и любые меньшинства, права которых
ущемляются большинством (согласно статистике, число инвалидов колеблется в
пределах примерно 7-10% населения страны), инвалиды очень чувствительны к словам.
Сказать о человеке, который передвигается с помощью коляски: "он прикован к
инвалидной коляске...", – значит лишний раз подчеркнуть безнадежность его
положения. А ведь можно сказать по другому – "он пользуется инвалидной
коляской...". Человеку, который плохо слышит, сказать, что он "глухой, как пень" –
значит отрицать возможность всякого общения с ним. У инвалидов существует свой
язык общения, свой сленг, которым они пользуются между собой. Такие слова как
"колясочник", "спинальник", "шейник" и др. они считают нормальными и необидными для
себя. Но инвалиды не любят, когда эти термины употребляют применительно к ним
другие люди.
Ola - 4-7-07 в 18:54
Очень важная тема, хорошо, что она возникла. Правила, работников социальных служб
США довольно разумные, надо подумать, что нужно было бы добавить. Только вот очень
трудно ничего не забыть - но наверное можно будет что-то добавлять, если ещё
вспомнится.
oksanka - 18-11-09 в 15:30
наверное, не стоит в присутствии особого ребенка высказывать в различных формах
мысль о "безнадежности"... Надежда у ребенка всегда должна быть, наверное...