Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata |
А вы, greaTroll, не пробовали посмотреть на эту проблему с тех позиций, что родители
детей-инвалидов, "особых" детей, детей с ОВЗ далеко не всегда - родители только
одного этого ребенка? В принципе это обычные семьи - полные и неполные, счастливые
и не очень, имеющие единственного ребенка, двоих или многодетные... Это просто
семья, в которой родился "особый" ребенок. Это единственное принципиальное
отличие такой семьи от соседской . И родитель
"особого " совершенно не нацелен на то, чтобы в ущерб другим детям в семье
обеспечить развитие только ему. Почему же, по-вашему, в школе мы обязательно
поведем себя иначе? Тем более, в утешение вам - ведь многие из нас будут в разной
роли. Мама "особого" второкласника может оказаться одновременно мамой обычного
пятиклассника, у которого окажется "особый" одноклассник.
|
Именно так! Есть даже книга с таким названием: "Обычные семьи, особые дети". Там, кстати, в предисловии обсуждаются вопросы
терминологии, причем обсуждаются достаточно открыто. Такая открытость, как мы
знаем, не привела к ухудшению отношения в обществе к "особым". Сначала на Западе
начали откровенно обсуждать такие проблемы, а потом и изменять ситуацию.
Приведу отрывки:
Новое издание книги «Обычные семьи, особые дети» отражает перемены в
терминологии, принятой в отношении людей с нарушениями развития. Мы используем
личностную терминологию, в которой пациент стоит на первом месте, а его состояние
— на втором: например, вместо «инвалид» в большинстве случаев говорим «человек с
нарушениями»,
«человек с инвалидностью», «человек со специальными потребностями» и т.д. Мы
предпочитаем использовать
язык, не скрывающий личность человека за его болезнью.
Мы спрашивали себя, не изменить ли название книги на просто «Обычные семьи».
Выражение «особые дети» некоторые семьи и специалисты воспринимают как
оскорбительное. Многих взрослых с нарушениями
раздражает и оскорбляет образ «инвалида-героя», широко пропагандируемый в СМИ и
предполагающий, что человек, «преодолевший» свою инвалидность и достигший
личного и профессионального успеха, проявил какой-то необыкновенный героизм и
заслуживает преклонения. В последние годы популярность приобретает иной образ:
люди с нарушениями — самые обычные люди, чье отличие от других находится в рамках
нормальных для человеческого общества различий (об этом см., например, книгу
Ирвинга Кеннета Зола [Irving Kenneth Zola] «Обычная жизнь»).
Многие родители детей с нарушениями развития также терпеть не могут, когда им
говорят что-то вроде: «Вы просто необыкновенные люди, раз вам удается справляться
с таким особенным ребенком!» В то же время на других родителей такое самоощущение
действует благотворно.
Некоторые полагают, что «особый» — это просто эвфемизм для «инвалида» или, того
хуже, «неполноценного». Несомненно, когда мы говорим об обучении в специальных,
т.е. «особых», школах — такая коннотация возникает. Некоторые специалисты,
работающие в этой области,
предлагают изменить название школ. Действительно, по мере распространения
инклюзивной практики необходимость в специальном термине уменьшается. Почему бы
не называть «специальное образование» просто «образованием»?
Дальше авторы приводят результаты своего опроса об отношении к разным терминам,
если интересно, напишу. |