Пояснительная записка

к проекту Административного регламента
 межведомственного взаимодействия городских органов образования, социальной защиты населения, труда и занятости
и медико-социальной экспертизы по реализации принципа
 преемственности, поддержки и сопровождения
 трудоустройства выпускников образовательных учреждений
 с ограничениями жизнедеятельности
в условиях специализированных производственных комплексов
и иных предприятий и организаций

 

1. О необходимости обеспечения преемственности общего и профессионального образования для молодых людей с ограничениями жизнедеятельности

В последние годы существенно повысился охват образованием детей с ограниченными возможностями здоровья. Многие дети, считавшиеся раньше «необучаемыми» (с эмоционально-волевыми, а также тяжелыми и множественными нарушениями развития), успешно обучаются в школах разного вида и типа, в том числе — в образовательных учреждениях и организациях, государственных и негосударственных, работающих по образовательным программам различного уровня. Растет число экспериментальных образовательных площадок (столица и здесь находится в авангарде), призванных отработать необходимые образовательные модели, финансовые и административные механизмы для открытия доступа к образованию многим категориям детей, им пока еще не охваченных. В сфере школьного образования Россия, во главе с Москвой, неуклонно движется к выполнению принятых ею внутренних и международных обязательств.

В связи с этим в полный рост встает проблема дальнейшей судьбы повзрослевших ребят с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), выпускников образовательных учреждений — и сотен тысяч таких молодых людей по всей России. Их будущее жизнеустройство вызывает серьезную тревогу родителей, педагогов, всего общества: основной вопрос, который их волнует, — что дальше?.. Опыт работы с семьями, воспитывающими молодых людей с проблемами развития свидетельствует: пока семья живет в социальной изоляции и с ужасом смотрит в будущее, где в качестве перспективы для взрослеющего ребенка — сидение в четырех стенах либо психоневрологический интернат, — никакой психолог не сможет устранить тревогу и напряжение семьи. Здесь коренится и зреет мощный очаг социальной напряженности.

На самом же деле дальше, в рамках представлений цивилизованного человечества, международных правовых норм, Конституции России и ее законодательства, в рамках психологической науки и педагогической практики, — человек должен встроиться в нормальную жизненную колею. В этом возрасте и на этом этапе взросления такой «колеёй» является профессиональное обучение и приносящая пользу обществу работа: через это любой человек, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья, реализуется в мире, наполняет смыслом свою жизнь. Участие в труде  дает человеку возможность заработка, а следовательно, повышает степень его свободы от опеки, в какой бы форме она ни выражалась, а также, в той или иной мере, снимает бремя опеки с государства.

Таким образом, интересы государства (социальные и экономические) требуют скорейшего решения этой проблемы.

 

2. Правовая база поддерживаемого трудоустройства граждан с ОВЗ в международных правовых нормах. Грядущая ратификация Россией Конвенции о правах инвалидов: положения, требующие разработки механизмов реализации

В соответствии с частью 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации «общепризнанные нормы и принципы международного права, а также международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Более того, «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила этого международного договора» (статья 15 Конституции РФ). Это положение Конституции, в частности, означает, что в российской правовой системе международные договоры Российской Федерации имеют, по сравнению с ее законами, преимущественную силу. Это дает все основания рассмотреть источники международного права, на которых базируется проект предлагаемого Регламента.

О некоторых понятиях, вводимых Конвенцией ООН о правах инвалидов

Подписанная Россией Конвенция ООН о правах инвалидов, ратифицировать которую России предстоит в 2010 году, относит к инвалидам лиц с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими (ст. 1 Конвенции). Таким образом, в отношении граждан с ОВЗ, не имеющих справки об установлении инвалидности, однако подпадающих под указанное определение Конвенции, Россия после ратификации Конвенции будет нести те же обязательства, определенные Конвенцией что и относительно граждан, обладающих такой справкой. Эта перспектива учитывалась при разработке проекта Регламента.

Что касается пункта 5 ст. 24 Конвенции: «Государства-участники обеспечивают, чтобы инвалиды могли иметь доступ к общему высшему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими. С этой целью государства-участники обеспечивают, чтобы для инвалидов обеспечивалось разумное приспособление», — необходимо отметить, что специфика профессионального образования («обучения» в терминологии Конвенции) предполагает не просто овладение определенным уровнем знаний и навыков, но и овладение определенной специальностью, профессией. В связи с этим исполнение данного положения Конвенции можно считать полноценным лишь в том случае, если инвалид, прошедший курс профессионального обучения и овладевший профессией, имеет практическую возможность применить свои знания на практике, вступить в трудовые отношения.

Для значительного числа инвалидов такая возможность существует лишь при наличии специальных мер государственной поддержки занятости инвалидов. Такая поддержка может иметь разные формы. Это может быть создание государственных предприятий, использующих труд инвалидов. Это может быть создание специальных служб по трудоустройству инвалидов и поддержке их на рабочем месте, вплоть до выделения сопровождающего. Однако в настоящее время в Российской Федерации подобные эффективные формы поддержки занятости инвалидов отсутствуют, как в законодательстве, так и в практике. Предлагаемый проект Регламента направлен на обеспечение реального механизма выполнения государством указанного положения Конвенции.

 Права инвалидов на труд: обеспечение равных возможностей

С точки зрения современного права все люди, в том числе инвалиды, обладают равными гражданскими, экономическими, социальными и культурными правами.[1] Однако у инвалида, кроме общих со всеми людьми прав, есть и специальные права, предназначенные для реализации его интересов именно как инвалида, — дополнительные гарантии того, что он сможет достойно существовать в обществе. Предоставление инвалиду дополнительных юридических прав абсолютно справедливо: ведь инвалид, как правило, не находится в равном положении с остальными людьми и потому ему нужны дополнительные способы для обеспечения его нормальной жизнедеятельности.

Положения, Регламентирующие предоставление инвалиду дополнительных прав, обеспечивающих равные возможности в сфере труда, содержатся в большом количестве международных документов рекомендательного и программного характера. Однако в рамках правового обоснования для нас представляют интерес лишь международно-правовые обязательства государств в указанной сфере.

В соответствии с Пактом об экономических, социальных и культурных правах от
16 декабря 1966 года, который является международным договором Российской Федерации, государства-участники обязуются принять меры в целях полного осуществления права на труд. Под такими мерами подразумеваются в первую очередь программы профессионально-технического обучения и подготовки (ст. 6 Пакта). Очевидно, что предоставление права на труд не имеет смысла без обеспечения права на подготовку к этому труду (профессиональное и техническое образование и пр.). Право каждого на профессиональное образование закреплено в ст. 13 Пакта. Таким образом, право на труд и на профессиональное образование является как общепризнанным моральным, так и субъективным юридическим правом любого человека, а значит, и любого инвалида.

В соответствии со ст. 23 Конвенции о правах ребенка[2] установлено обязательство государств обеспечивать предоставление помощи, соответствующей состоянию «неполноценного» ребенка. Такая помощь должна иметь целью «обеспечение неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки… подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие».

Конвенция № 142 Международной организации труда «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» от 23 июня 1975 года[3] обязывает участвующие в ней государства «принимать и развивать всесторонние и скоординированные политику и программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, тесно связанные с занятостью, стимулирующие и позволяющие всем лицам, на основе равенства и без какой-либо дискриминации, развивать и применять свои способности к труду в своих собственных интересах и в соответствии со своими стремлениями, учитывая потребности общества» (ст. 1 Конвенции). В вышеуказанных целях каждый участник Конвенции «разрабатывает и совершенствует открытые, гибкие и дополняющие друг друга системы общего и профессионально-технического образования, школьной и профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, независимо от того, осуществляется ли эта деятельность в системе формального образования или вне ее» (ст. 2 Конвенции). Кроме того, каждый участник Конвенции «постепенно расширяет свои системы профессиональной ориентации и системы постоянной информации относительно занятости, с целью обеспечения того, чтобы всесторонняя информация и наиболее широкая ориентация являлись доступными детям, молодым людям и взрослым, включая соответствующие программы для лиц с физическими и умственными недостатками».

Конвенция № 159 Международной организации труда «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» от 20 июня 1983 года[4] определяет инвалида как «лицо, возможности которого получать, сохранять подходящую работу и продвигаться по службе значительно ограничены в связи с надлежащим образом подтвержденным физическим или психическим дефектом» (ст. 1 Конвенции). Для таких лиц каждое государство – член Конвенции в соответствии с национальными условиями, практикой и возможностями разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает национальную политику в области профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (ст. 2 Конвенции), направленную на то, чтобы соответствующие меры по профессиональной реабилитации распространялись на все категории инвалидов, а также на содействие возможностям занятости инвалидов на свободном рынке труда (ст. 3 Конвенции). При этом должно «соблюдаться равенство обращения и возможностей для трудящихся, являющихся инвалидами». Особо отмечено, что специальные позитивные меры, направленные на обеспечение подлинного равенства обращения и возможностей для инвалидов и других трудящихся, не считаются дискриминационными в отношении других трудящихся (ст. 4 Конвенции). Данное положение распространяется на все публично-правовые образования Российской Федерации (органы государственной власти, местного самоуправления и т.д.).

3. Российское законодательство, во исполнение которого создается Регламент. Внутренняя нормативно-правовая база Регламента

 Все основные права человека в области труда и образования отражены в действующем российском законодательстве и в полной мере распространяются на инвалидов. При этом у государства возникают перед инвалидами еще и дополнительные обязанности — по обеспечению возможности реализовать свои трудовые и образовательные права.

В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (далее – Закон) (ст. 19) «государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки… Государство обеспечивает инвалидам получение… начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида… Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа». В соответствии со ст. 23 Закона инвалидам, занятым в организациях, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Статьей 22 Закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов определяются как рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Для осознания логики российского законодательства в этой сфере важны следующие разъяснения Законом понятий «инвалид», «ограничение жизнедеятельности» (ст. 1) и «социальная защита» (ст. 2): «Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты»; «Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью»; «Социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества».

Приведенные определения однозначно показывают, что трудовое обучение инвалида как раз и является мерой, направленной на преодоление утраты им способности обучаться и заниматься трудовой деятельностью наравне со всеми. Более того, профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию Закон относит к основным направлениям реабилитации инвалидов. Тем самым, трудовое обучение инвалидов является разновидностью социальной защиты, а следовательно — гарантировано государством согласно Конституции, в том числе как экономическая мера. Об этом прямо говорит п. 2 ст. 9 Закона, относящий профессиональную ориентацию, профессиональное образование, профессионально-производственную адаптацию и трудоустройство инвалидов к реабилитации инвалидов, которая осуществляется, как известно, на основании индивидуальной программы реабилитации (далее – ИПР). ИПР же, в соответствии со ст. 11 Закона, содержит реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно, т. е. является основанием предоставления инвалиду бесплатных или компенсируемых реабилитационных (в данном случае – профессиональных реабилитационных) услуг. Таким образом, предоставление этого вида услуг является организационным и финансовым обязательством государства по отношению к инвалидам.

В соответствии со ст. 20 Закона гарантии трудовой занятости предоставляются инвалидам органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения, среди прочих, следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

– стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

– создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

– организации обучения инвалидов новым профессиям.

Указанные тезисы Закона развиваются, в частности, в Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации, утвержденном Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации (далее – Положение) от 27 сентября 1996 г. № 1. Положение сообщает, что важнейшими направлениями профессиональной ориентации являются: а) профессиональная информация; б) профессиональная консультация; в) профессиональный подбор; г) профессиональный отбор, д) профессиональная, производственная и социальная адаптация. Основными методами профессиональной ориентации являются психологическое и медицинское консультирование, все виды диагностики, а также педагогическая работа.

Профессиональной, производственной и социальной адаптацией, в соответствии с п. 1.2 Положения, является система мер, способствующих профессиональному становлению работника. Положение не уточняет, какие именно меры способствуют профессиональному становлению работника, и, следовательно, оставляет подбор арсенала таких мер на усмотрение осуществляющего профессиональную ориентацию лица. Предлагаемый проект Регламента предусматривает конкретную систему таких мер.

Кроме того, Положение вводит понятие «психологическая поддержка» – система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентаций и самосознания, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры (п. 2.1 Положения).

Наиболее важным представляется то, что пунктом 9.1 Положения установлен гарантированный государством минимум психолого-профориентационных услуг.[5] В соответствии со ст. 11 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» услуги профессиональной ориентации, включенные в ИПР, должны предоставляться инвалиду бесплатно, а случае приобретения их инвалидом за счет собственных средств их стоимость подлежит компенсации.

Пунктом 7 Положения предусмотрено существование общественных объединений психолого-профориентационной направленности. Следовательно, в соответствии с п. 7 Положения психолого-профориентационные услуги, включенные в установленный Положением гарантированный минимум, могут оказываться и негосударственными организациями. В соответствии с логикой Закона в этом случае затраты обучающихся на приобретение таких услуг, включенных в ИПР, будут подлежать компенсации со стороны государства.

Государственную политику в области содействия занятости населения определяет Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». В соответствии с Законом (ст. 5), государственная политика в области содействия занятости населения направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, среди которых первыми названы инвалиды. Среди направлений государственной политики в этой сфере — поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы; объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения; координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения. На решение этих задач прежде всего нацелено введение предлагаемого Регламента. И наконец, инвалидам, в числе граждан, испытывающих трудности в поиске работы, государство предоставляет дополнительные по сравнению с остальными гражданами гарантии занятости (ст. 13) — путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

 Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» в статье 14 устанавливает, что социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ  «Об основах социального обслуживания населения в РФ» бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется, в том числе гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей.

ГОСТ Р 52143-2003 Национальный стандарт РФ «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг» устанавливает основные виды социальных услуг, предоставляемых гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, государственными учреждениями социального обслуживания, в их числе следующие социальные услуги, относящиеся к услугам по социально-трудовой адаптации и социально-трудовому сопровождению:

- услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией: создание условий для использования остаточных трудовых возможностей, участия в трудовой деятельности; проведение мероприятий по обучению доступным профессиональным навыкам, восстановлению личностного и социального статуса (п. 4.4.6.);

- профессиональная реабилитация инвалидов, их профессиональное консультирование (п. 4.4.9.);

- содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями (п. 4.4.10.);

- помощь в оформлении документов (п. 4.6.3.);

- оказание юридической помощи в оформлении документов для трудоустройства, получения паспорта и других документов, имеющих юридическое значение (п. 4.6.15.);

- сопровождение вне дома, в том числе к врачу ( п. 4.1.19.).

Таким образом, лицо, признанное инвалидом, имеет право на бесплатное предоставление ему услуг по социально-трудовой адаптации и социально-трудовому сопровождению.

4. О значении терминов «трудоспособность» и «нетрудоспособность» в международном и российском законодательстве

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года, подчеркивают следующее: «термин «нетрудоспособность» означает утрату или ограничение возможностей участия в жизни общества наравне с другими. Он предполагает отношение между инвалидом и его окружением. Этот термин применяется с целью подчеркнуть недостатки окружения и многих аспектов деятельности общества, в частности, в области информации, связи и образования, которые ограничивают возможности инвалидов участвовать в жизни общества наравне с другими». Таким образом, «нетрудоспособность», как считают «Стандартные правила...», определяется не состоянием инвалида, а его окружением, средой. Если инвалид попадает в среду, где у него есть реальная возможность трудиться, то вести речь о его «нетрудоспособности» не приходится.

С семантической точки зрения термин «ограничение способности/возможности», или «ограниченная трудоспособность», ни в коей мере не подразумевает наличия какого-либо «запрета» или чего-либо подобного. Ведь речь идет не об объективном, а о субъективном ограничении, представляющем собой всего лишь фактическую невозможность лица трудиться на данном производстве в данный момент, и не более того. Подчеркнем, что российское законодательство в принципе не содержит иного толкования либо определения термина «нетрудоспособность»[6].

Добавим, что в российском законодательстве термин «нетрудоспособность» употребляется, как правило, в связи с предоставлением лицу различных дополнительных прав: на пенсию, пособие по временной нетрудоспособности и т. д., а не в связи с каким-то запрещающим исключением этого лица из сообщества трудящихся на основании особенностей его соматического или психического состояния.

5. Законодательство города Москвы, положенное в основу проекта Регламента

Осуществление государственной политики Российской Федерации в городе Москве по бесплатности и гарантиям реализации права на соответствующие услуги конкретизирует Закон города Москвы от 1 октября 2008 года № 46 «О занятости населения в городе Москве». Столичная власть взяла на себя обязанность по созданию учреждений социально-трудовой адаптации, по осуществлению сопровождения лиц с ограничениями жизнедеятельности при трудоустройстве, в процессе труда.

В соответствии со ст. 23 «Меры по профессиональной реабилитации и трудоустройству инвалидов в городе Москве», профессиональная реабилитация и трудоустройство инвалидов осуществляются специализированными государственными учреждениями с участием заинтересованных органов исполнительной власти города Москвы, которые содействуют занятости инвалидов путем:

1) формирования специализированных регистров получателей государственных услуг, включающих сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей для инвалидов по использованию их труда;

2) подбора заказчиков на выполнение работ, связанных с привлечением труда инвалидов;

3) координации взаимодействия организаций, заинтересованных в трудовой реабилитации инвалидов;

4) создания сети консультативных центров для оказания бесплатных информационно-консультативных услуг инвалидам по их профессиональной ориентации и трудоустройству и работодателям, желающим создать и оборудовать рабочие места для инвалидов;

5) содействия инвалидам в получении профессионального образования, включая организацию создания учебных мест для инвалидов, в том числе для детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий;

6) разработки стандартов специально оборудованных рабочих мест и содействия в создании специальных условий на рабочем месте для инвалидов;

7) содействия инвалидам в их трудоустройстве и самозанятости.

Закон не оставляет без внимания и проблемы организации трудоустройства лиц с ограничениями жизнедеятельности, официально не оформивших инвалидность (ст. 24). Содействие социально-трудовой адаптации лиц, в том числе детей и молодежи с ограничениями жизнедеятельности, способных выполнять отдельные виды работ, в городе Москве осуществляется специализированными государственными учреждениями, обеспечивающими медицинское и психолого-педагогическое сопровождение, учебно-производственный процесс и трудоустройство указанных лиц. Социально-трудовая адаптация таких лиц осуществляется на основе анализа потребностей города Москвы в работниках с профессиональными навыками в определенных видах экономической деятельности и включает в себя следующие этапы:

1) выявление склонности граждан к определенному виду экономической деятельности путем ознакомления с технологическими процессами;

2) приобретение гражданами профессиональных навыков самостоятельного выполнения на адаптированном рабочем месте определенной операции или определенного технологического процесса, в том числе подготовка и переподготовка граждан в случае возникновения трудностей при освоении новых технологических операций;

3) трудоустройство в организации, в том числе использующие надомный труд;

4) оказание содействия работодателям при организации специализированных рабочих мест, а также при трудовой реабилитации граждан;

5) социально-трудовой патронаж, осуществляемый временно или постоянно специалистами специализированного государственного учреждения путем сопровождения граждан при их трудоустройстве и реабилитации на рабочем месте.

Другим нормативно-правовым актом, реализующим государственную политику в этой сфере, в частности, по оказанию дополнительных услуг по социальной реабилитации, по содействию в обеспечении трудовой занятости лиц с ограничениями жизнедеятельности, помимо гарантированных федеральным законодательством, является Закон города Москвы от 26 октября 2005 года № 55 «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве». Согласно статье 6 упомянутого закона лицам с ограничениями жизнедеятельности, имеющим место жительства в г. Москве, помимо федеральных гарантий гарантируется содействие в обеспечении трудовой занятости, а также услуги по социальной реабилитации.

Статья 7 указанного закона устанавливает, что в целях обеспечения потребностей инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в комплексной реабилитации уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы гарантируют предоставление подведомственными им учреждениями и организациями услуг в сфере медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, а также взаимодействуют для этого с негосударственными реабилитационными организациями.

Органы государственной власти города Москвы в пределах своей компетенции обеспечивают дополнительные гарантии занятости инвалидов путем разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, установления квоты для приема на работу инвалидов, предоставления услуг по профессиональной ориентации и адаптации, посредством организации обучения по специальным программам, а также другими мерами (статья 10 Закона г. Москвы от 26 октября 2005 года № 55 «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве»).

В соответствии со статьей 12 данного Закона в целях реализации установленных Законом мер социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности органы исполнительной власти города Москвы обеспечивают:

«1) дальнейшее развитие сети подведомственных им учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в сфере медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов;

4) содействие производству технических средств реабилитации и развитию негосударственных организаций, предоставляющих реабилитационные услуги инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности.»

Меры социальной поддержки, предусмотренные Законом г. Москвы от 26 октября 2005 года № 55 «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве», в соответствии со статьей 14 Закона являются расходными обязательствами города Москвы.

6. Основные задачи, решаемые введением Регламента

Основная цель Регламента — обеспечить механизм реализации права на труд для любого гражданина с ограничениями жизнедеятельности, нуждающегося для реализации этого права в специальной поддержке. Приведенный выше анализ правовой базы задает четкие рамки задач, которые призван решить предлагаемый Регламент для достижения указанной цели:

1.                 Создание и ведение базы (системы учета), содержащей сведения о трудовом статусе и маршруте трудовой адаптации граждан с ограниченными возможностями здоровья

2.                  Создание и ведение базы учреждений и организаций (начального и среднего профессионального образования; муниципальных автономных учреждений трудовой адаптации; работодателей, трудоустраивающих лиц с ограничениями жизнедеятельности)

3.                 Создание и деятельность Центра поддерживаемого трудоустройства, обеспечивающего поддержку трудоустройства, включая проведение необходимых мероприятий и создание необходимых условий, для всех без исключения лиц с ограничениями жизнедеятельности, реализующих свое право на труд

4.                 Создание экспертного органа по определению видов и объемов специальной поддержки, необходимой для реализации права на труд граждан с ограничениями жизнедеятельности

5.                 Создание кадровой базы социальных работников (педагогов, психологов и др.), специализирующихся на специальной поддержке профессионального обучения и трудовой деятельности граждан с ограничениями жизнедеятельности

6.                 Сохранение преемственности и развитие социального потенциала, накопленного подростками и молодыми людьми с ограничениями жизнедеятельности в процессе получения общего и иного посильного образования, в пост-школьной жизни.

7.                 Профессионально-трудовая абилитация и социальная адаптация граждан с ограничениями жизнедеятельности с целью максимальной интеграции каждого из них в трудовой деятельности, максимальной реализации социального потенциала и автономизации дальнейшей жизни.

8.                 Определение порядка межведомственного взаимодействия в городе Москве для реализации описанных выше задач.

Для других регионов России предлагаемый Регламент может играть роль примерного.

7. Содержание Регламента

1. Общие понятия, определение терминов

2. Порядок информирования лиц с ограничениями жизнедеятельности о возможностях их поддерживаемого трудоустройства

3. Порядок взаимодействия Центра поддерживаемого трудоустройства и учреждений медико-социальной экспертизы в части определения мероприятий по организации поддерживаемого трудоустройства

4. Порядок взаимодействия Департамента труда и занятости населения и Департамента социальной защиты населения г. Москвы

5. Порядок взаимодействия Департамента труда и занятости населения и Департамента образования г. Москвы

6. Порядок взаимодействия Центра поддерживаемого трудоустройства и учреждений профессионального образования

7. Порядок взаимодействия Центра поддерживаемого трудоустройства и учреждений социально-трудовой адаптации

8. Порядок взаимодействия Центра поддерживаемого трудоустройства со службой социально-трудового сопровождения, иными организациями, осуществляющими профессиональную реабилитацию лиц с ограничениями жизнедеятельности при участии специалистов службы социально-трудового сопровождения

9. Оказание услуг по поддерживаемому трудоустройству негосударственными организациями

Приложения

Приложение 1. Примерное положение о Центре поддерживаемого трудоустройства

Приложение 2. Примерное положение об Экспертной комиссии Центра поддерживаемого трудоустройства

Приложение 3. Примерное положение об информационно-координационном центре Центра поддерживаемого трудоустройства

Приложение 4. Примерное положение о службе социально-трудового сопровождения

Приложение 5. Примерное Положение о специализированном государственном учреждении социально-трудовой адаптации

Приложение 6. Информационное сообщение о специализированной службе занятости «Центр поддерживаемого трудоустройства» в г. Москве

Приложение 7. Примерная форма программы дополнительного обследования по определению условий профессионального образования и трудовой деятельности лиц с ограничениями жизнедеятельности, составляемая учреждениями медико-социальной экспертизы

Приложение 8. Форма заключения Экспертной комиссии Центра поддерживаемого трудоустройства об условиях профессионального образования и трудовой деятельности лица с ограничениями жизнедеятельности

Приложение 9. Информация об инвалидах, нуждающихся в государственных услугах по поддерживаемому трудоустройству, направляемая Департаментом труда и занятости населения в Департамент социальной защиты населения г. Москвы, Департамент образования г. Москвы

Приложение 10. Информация о лицах с ограничениями жизнедеятельности, не признанных в установленном законодательством порядке инвалидами, нуждающихся в государственных услугах по поддерживаемому трудоустройству,  направляемая Департаментом труда и занятости населения   в Департамент социальной защиты населения г. Москвы, Департамент образования г. Москвы

Приложение 11. Примерная форма Направления Центра поддерживаемого трудоустройства лиц с ограничениями жизнедеятельности, в том числе инвалидов, в учреждение социально-трудовой адаптации

Приложение 12. Информация учреждения (организации) профессионального образования в Центр поддерживаемого трудоустройства об имеющихся учебных вакансиях для лиц с ограничениями жизнедеятельности, в том числе инвалидов

Приложение 13. Примерная форма отчета учреждения (организации) профессионального образования в Центр поддерживаемого трудоустройства о результатах работы с лицами с ограничениями жизнедеятельности, в том числе инвалидами

Приложение 14. Примерная форма направления лиц с ограничениями жизнедеятельности, в том числе инвалидов,  в учреждение социально-трудовой адаптации

Приложение 15. Договор об оказании услуг по социально-трудовой адаптации. Соглашение об учебно-трудовой деятельности в рамках проведения курса социально-трудовой адаптации

Приложение 16. Примерная форма сообщений учреждения социально-трудовой адаптации в Центр поддерживаемого трудоустройства о ходе социально-трудовой адаптации лиц с ограничениями жизнедеятельности, в том числе инвалидов

Приложение 17. Примерная форма направления в службу социально-трудового сопровождения

Приложение 18. Договор об оказании услуг по социально-трудовому сопровождению

8. Приложение к Регламенту

К регламенту прилагается «Концепция Административного регламента межведомственного взаимодействия органов образования, социальной защиты населения, труда и занятости и медико-социальной экспертизы по реализации принципа преемственности, поддержки и сопровождения трудоустройства выпускников образовательных учреждений с ограничениями жизнедеятельности в условиях специализированных производственных комплексов и иных предприятий и организаций в городе Москве», описывающая общие принципы и концептуальную схему Регламента.



[1] «Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации» (ст. 7 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года).

[2] Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., вступила в силу для России с 15 сентября 1990 года.

[3] Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР № 8955-IX от 5 марта 1979 года.

[4] Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 марта 1988 г. № 8694-XI.

[5] Гарантированный минимум включает в себя, помимо прочего: предоставление профессиональной информации; оказание индивидуальной психолого-профориентационной помощи инвалидам, учащимся образовательных учреждений профессионального образования, лицам с ограниченной трудоспособностью.

[6] Степени способности к трудовой деятельности в отношении лиц, признанных инвалидами, определяются в Классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных  Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 г. № 535. Пункты 6 и 12 указанного нормативного правового акта определяют 3 степень способности к трудовой деятельности как неспособность к трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности. Следует иметь в виду, что «Классификации и критерии» законом не являются и, следовательно, несмотря на некоторый безапелляционный оттенок, не могут рассматриваться с точки зрения противостояния «вышестоящим» нормам российского или международного законодательства.