Резолюция
рабочего совещания мозгового штурма

«Взрослая жизнь человека с особыми потребностями: правовые аспекты»

(Москва, РБОО «Центр лечебной педагогики, 14-15 июня 2010 г.)

 

Целью межрегиональной рабочей встречи стало обсуждение способов практической реализации поддержки взрослой жизни людей с особыми потребностями — альтернативных моделей сопровождаемой взрослой жизни, включая сопровождаемую трудовую занятость, — и их правового обеспечения: какие возможности уже предоставляет ныне действующее законодательство и как надо доработать закон для создания предпосылок безусловного решения проблемы.

В результате обсуждения участники мозгового штурма (юристы и эксперты в области проблем совершеннолетних лиц с особыми потребностями) отмечают следующее.

 

Существующее регулирование правового положения таких лиц, и прежде всего — лиц, признанных «недееспособными», неудовлетворительно как с точки зрения правовой теории, так и с точки зрения законодательства и его практической реализации.

1. Решение всех вопросов жизнеустройства недееспособного человека отдано на откуп его опекуну; при этом ни сам человек, ни его родственники, ни гражданское общество в лице соответствующих институтов практически неспособны влиять на назначение опекуна, особенно в случае прекращения опекунских функций родителей. На практике это остается исключительной прерогативой чиновников органов опеки и попечительства, чья деятельность в этой сфере практически бесконтрольна. Такое положение противоречит как интересам самих лиц с особыми потребностями, так и базовым ценностям гражданского общества и принятым на себя Российской Федерацией международным обязательствам.

Тем не менее, рабочее совещание предложило механизмы частичного решения проблемы жизнеустройства таких граждан с использованием существующих правовых институтов (завещательный отказ, негосударственная организация социального обслуживания). Кроме того, предложены способы решения указанной проблемы со стороны региональных властей в рамках действующего законодательства (через институт социального жилья). Намечены и конкретные предложения по совершенствованию законодательства для изменения положения в этой сфере.

 

2. Отдельной и острой проблемой является регулирование трудовой деятельности лиц с особыми потребностями.

Эксперты пришли к выводу о том, что распространенное мнение о юридической «нетрудоспособности» инвалидов I и II групп является заблуждением. Инвалиды указанных категорий способны трудиться и имеют на это право. Несовершенство законодательства может в отдельных случаях привести к снижению уровня социальной поддержки государства для занятых инвалидов — и это проблема, которая должна быть решена обществом.

Кроме того, экспертами выявлен пробел в законодательстве — отсутствие регулирования вопроса об оформлении трудовых отношений с лицами, признанными в установленном порядке недееспособными. Указанная проблема может быть решена только через внесение поправок в законодательство.

 

3. Обсуждая перспективы реформирования системы недееспособности в целом, эксперты согласились с тем, что главными задачами является отказ от сугубо «гражданско-правового» понимания недееспособности и более детальное правовое регулирование всех аспектов жизни людей с особыми потребностями.

 

Основными результатами встречи стали:

– констатация и систематизация проблем в области жизнеустройства лиц с особыми потребностями;

– предложение конкретных моделей решения этих проблем для тех, кто с ними сталкивается;

– обсуждение конкретных поправок для устранения наиболее вопиющих пробелов законодательства;

– формулирование основных путей реформирования всей системы недееспособности и инвалидности в целом на основе зарубежного опыта и действующих международных стандартов;

– создание проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон “Об опеке и попечительстве”»
.

 

Подробное описание конкретных предложений, выработанных на рабочей встрече, изложено в Приложении к Резолюции.