Перечень предлагаемых поправок к проекту

Федерального Закона «О системе бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»

Существующая редакция

Предлагаемое изменение

Комментарий

Статья 9, п. 1 ч.3

3. Право на получение бесплатной юридической помощи в форме правового консультирования в государственных юридических бюро, созданных Правительством Российской Федерации, вне зависимости от уровня дохода имеют следующие категории граждан:

1) инвалиды I и II групп;

 

Статья 9, пп. 1 ч.3

3. Право на получение бесплатной юридической помощи в форме правового консультирования в государственных юридических бюро, созданных Правительством Российской Федерации, вне зависимости от уровня дохода имеют следующие категории граждан:

1) инвалиды I и II групп (в том числе, при обращении в суд их законных представителей);

В предложенной редакции содержится неопределенность. В пп. 6 ч.3 ст. 9 указано, что дети-инвалиды имеют право на получение бесплатной юридической помощи при обращении их законных представителей. Из этого можно сделать вывод, что взрослые инвалиды имеют право на получение юридической помощи лишь при обращении лично. Однако существует достаточно обширная категория инвалидов, остро нуждающихся в юридической помощи, которые не могут обратиться за ней самостоятельно, так как лишены дееспособности. Предлагаемая поправка позволяет устранить эту неопределенность и распространить действие закона на взрослых недееспособных инвалидов.

Статья 9, п. 1 ч.6

3. Право на получение бесплатной юридической помощи в форме правового консультирования в государственных юридических бюро, созданных Правительством Российской Федерации, вне зависимости от уровня дохода имеют следующие категории граждан:

6) дети-инвалиды и дети, оставшиеся без попечения родителей (при обращении их законных представителей).

 

 

Статья 9, пп. 1 ч.6

3. Право на получение бесплатной юридической помощи в форме правового консультирования в государственных юридических бюро, созданных Правительством Российской Федерации, вне зависимости от уровня дохода имеют следующие категории граждан:

6) дети-инвалиды и иные дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации  (в том числе, при обращении их законных представителей, а также общественных объединений (организаций) и иных некоммерческих организаций, осуществляющих защиту прав ребенка).

 

Предлагаемая редакция предполагает, что дети-инвалиды, либо дети, оставшиеся без попечения родителей могут обратиться за юридической помощью только через своих законных представителей. Однако известны ситуации, когда у таких лиц возникает потребность в юридической помощи и при бездействии их представителей, а так же при их противодействии (например, при конфликте интересов таких лиц и их представителей). Ситуации конфликта интересов законного представителя и его подопечного урегулированы в семейном законодательстве, но в общем и целом нельзя исключать из сферы действия закона лиц, которые обращаются за правовой помощью без посредничества законного представителя. Такой подход соответствует и международным обязательствам Российской Федерации – Европейской социальной хартии, Конвенциям ООН о правах ребенка и о правах инвалидов, которые не ставят право инвалида и/или ребенка на судебную защиту (а значит, и юридическую помощь) в зависимость от воли его законного представителя. Аналогичную позицию заняли и Верховный Суд РФ и Европейский суд по правам человека в деле Штукатурова.

Кроме того, предполагается заменить выражение «дети, оставшиеся без попечения родителей» на более общее понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации»,  раскрытое в ст. 1 Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так как указанная категория лиц также нуждается в юридической помощи.

Кроме того, согласно ст.ст. 7, 9, 15 того же закона, различные действия по защите прав ребенка (вплоть до обращения в суд) могут осуществлять общественные организации, в связи с чем логично распространить на них возможность выступать посредником и представителем ребенка, нуждающегося в бесплатной юридической помощи, перед государственными бесплатными юридическими бюро.

Статья 10, ч.2

2. Инвалиды I и II групп, ветераны Великой Отечественной войны, неработающие пенсионеры, многодетные родители, законные представители детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей, для получения бесплатного правового консультирования представляют в государственное юридическое бюро документы, предусмотренные пунктом 1 части 1 настоящей статьи, а также предусмотренные законодательством Российской Федерации документы, подтверждающие их принадлежность к указанным категориям.

 

Статья 10, ч.2

2. Инвалиды I и II групп, ветераны Великой Отечественной войны, неработающие пенсионеры, многодетные родители, дети-инвалиды и иные дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, законные представители таких детей, а также лиц, признанных недееспособными и относящихся к указанным выше категориям, для получения бесплатного правового консультирования представляют в государственное юридическое бюро документы, предусмотренные пунктом 1 части 1 настоящей статьи, а также предусмотренные законодательством Российской Федерации документы, подтверждающие их принадлежность к указанным категориям.

 

Суть изменения связана с предлагаемыми выше поправками и включает в сферу действия закона как взрослых недееспособных инвалидов, так и лиц, действующих в конфликте со своими законными представителями.

Статья 10, ч.4

 

Статья 10, ч.4

4. Лица, имеющие право на бесплатное правовое консультирование, вправе обратиться в государственное юридическое бюро для содействия в получении документов, указанных в частях первой и второй настоящей статьи.

На практике встречаются ситуации, когда именно получение документов, удостоверяющих личность, справок об инвалидности, удостоверения ветеранов – и является предметом запроса об юридической помощи. Предлагается ввести новый пункт в статью 10 закона, чтобы избежать «порочного круга» - для того, чтобы получить справку об инвалидности нужна юридическая помощь, а пока нет справки – нет и оснований для получения бесплатной юридической помощи. И т.п.

Статья 16, ч.6

6. Гражданин обязан во время записи на прием и посещения центра бесплатной юридической помощи соблюдать нормы общественного порядка, уважительно относиться к сотрудникам центра бесплатной юридической помощи.

Статья 16, ч.6

6. Гражданин обязан во время записи на прием и посещения центра бесплатной юридической помощи соблюдать нормы общественного порядка, уважительно относиться к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь.

Поправка вызвана соображениями юридической техники. Как следует из содержания закона, «центры бесплатной юридической помощи» не обязательно являются отдельными юридическими лицами, а в таком случае они могут и не иметь «сотрудников», то есть лиц, находящихся с ними в трудовых отношениях.

Статья 17, ч.2

2. Государственные юридические бюро, созданные Правительством Российской Федерации, осуществляют бесплатное правовое консультирование по вопросам:

трудового законодательства;

законодательства о социальной защите, включая социальное обеспечение;

семейного законодательства;

жилищного законодательства;

земельного законодательства;

законодательства о защите окружающей среды;

законодательства о налогах и сборах;

заключения и расторжения сделок с недвижимым имуществом, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

защиты прав потребителей;

выплаты кредитов;

возмещения вреда;

наследственного права;

реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь, права на образование;

оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

 

Статья 17, ч.2

2. Государственные юридические бюро, созданные Правительством Российской Федерации, осуществляют бесплатное правовое консультирование по вопросам:

трудового законодательства;

законодательства о социальной защите, включая социальное обеспечение;

семейного законодательства;

жилищного законодательства;

земельного законодательства;

законодательства о защите окружающей среды;

законодательства о налогах и сборах;

заключения и расторжения сделок с недвижимым имуществом, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

защиты прав потребителей;

выплаты кредитов;

возмещения вреда;

наследственного права;

реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь, права на образование;

гражданского, уголовного процессуального законодательства;

производства по делам об административных правонарушениях;

оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

 

Поправка, вводящая в перечень вопросов по которым осуществляется бесплатное правовое консультирование вопросы уголовного, гражданского и административного судопроизводства вызвана тем, что часто лица, попадающие под действие закона, выступают в суде в качестве свидетелей, потерпевших, иных лиц, чьи права не охватываются положениями о бесплатной помощи в соответствии с Законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре», либо являются родственниками таких лиц. Например, если ребенок-инвалид привлечен в качестве свидетеля или потерпевшего по уголовному делу, его законные представители могут очень нуждаться в юридической помощи, однако предложенная редакция исключает их из сферы действия закона.

Статья 17, параграф 2, ч. 3

Государственные юридические бюро, созданные Правительством Российской Федерации, не осуществляют бесплатное правовое консультирование в виде представительства интересов граждан в гражданском судопроизводстве по делам, по которым прокурор в соответствии с федеральным законом вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов соответствующего гражданина.

 

Статья 17, параграф 2, ч. 3

Государственные юридические бюро, созданные Правительством Российской Федерации, не осуществляют бесплатное правовое консультирование в виде представительства интересов граждан в гражданском судопроизводстве по делам, по которым прокурор в соответствии с федеральным законом вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов соответствующего гражданина, за исключением случаев, когда гражданин имеет отказ прокурора об обращении в суд для представления его интересов.

 

Предлагаемая поправка вызвана тем, что исходная редакция лишает гражданина и помощи прокурора, и бесплатной юридической помощи если прокурор, по мнению гражданина, необоснованно отказался от обращения в суд для защиты интересов гражданина.

Статья 18, ч.1

1. Бесплатная юридическая помощь не оказывается по вопросам:

1)  связанным с уголовным судопроизводством;

2) связанным с осуществлением предпринимательской деятельности;

3) возникшим в связи с участием обратившегося за помощью гражданина в противоправной деятельности, в сделках, противных основам правопорядка и нравственности;

4) получившим ранее разрешение вступившим в законную силу судебным постановлением в случаях, если:

имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон;

истец отказался от иска и отказ принят судом;

стороны заключили мировое соглашение и оно утверждено судом;

5) по которым имеется ставшее обязательным для сторон, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда;

6) по которым после смерти гражданина, являвшегося одной из сторон по делу, спорное правоотношение не допускает правопреемство или ликвидация организации, являвшейся одной из сторон по делу, завершена.

Статья 18, ч.1

1. Бесплатная юридическая помощь не оказывается по вопросам:

1) связанных с уголовным преследованием гражданина, обратившегося за юридической помощью.

2) связанным с осуществлением предпринимательской деятельности гражданином, обратившимся за юридической помощью;

3) возникшим в связи с участием обратившегося за помощью гражданина в противоправной деятельности, в сделках, противных основам правопорядка и нравственности;

4) по которым имеется ставшее обязательным для сторон, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда;

5) по которым после смерти гражданина, являвшегося одной из сторон по делу, спорное правоотношение не допускает правопреемство или ликвидация организации, являвшейся одной из сторон по делу, завершена.

Предлагается исключить положение о вопросах, «связанных с уголовным судопроизводством», и заменить на   «связанных с уголовным преследованием гражданина, обратившегося за юридической помощью». Поскольку с уголовным производством могут быть также связаны и проблемы гражданина, который является родственником лица, подвергнутого уголовному преследованию, а также других лиц, на которых не распространяются положения закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре».

Также предлагается дополнить пункт «связанным с осуществлением предпринимательской деятельности» словам «гражданином, обратившимся за юридической помощью», так как возникший вопрос может быть связан с осуществлением предпринимательской деятельности родственником или контрагентом лица, имеющего право на получение бесплатной юридической помощи.

Предлагается также исключить пункт 4 первоначальной редакции, так как в описанных случаях может возникнуть множество проблем как в сфере законодательства об исполнительном производстве, так и в связи с нарушением прав гражданина, имеющего право на получение юридической помощи, при вынесении соответствующих судебных актов.

 Статья 29, ч.5

Статья 29, ч.5

5. Работники государственных юридических бюро, к обязанности которых относиться оказания юридической помощи, вправе:

1) собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать работника запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса;

2) опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому оказывается юридическую помощь;

3) собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

4) фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому оказывается юридическую помощь, соблюдая при этом государственную и иную охраняемую законом тайну;

Необходимость введения предлагаемой части статьи вызвана тем, что значительное число лиц, обращающихся за юридической помощью, находятся в беспомощном состоянии либо трудной жизненной ситуации, не способны самостоятельно защитить свои интересы.

В связи с этим представляется целесообразным распространить на работников государственных юридических бюро те же полномочия, которыми обладают адвокаты, согласно ст. 6 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре».

Статья 31.

Государственное юридическое бюро осуществляет бесплатное правовое консультирование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории, входящей в территориальную сферу деятельности государственного юридического бюро, определенную создавшим его органом государственной власти.

Статья 31.

Государственное юридическое бюро осуществляет бесплатное правовое консультирование граждан Российской Федерации, а также иных лиц, проживающих или пребывающих на территории, входящей в территориальную сферу деятельности государственного юридического бюро, определенную создавшим его органом государственной власти, либо имеющих в указанной территориальной сфере правовые интересы.

Изначально предложенная норма необоснованно сужает перечень лиц, имеющих право на получение юридической помощи. Нередко такая помощь нужна именно для получения гражданства, оформления регистрации по месту жительства или пребывания, вида на жительство, разрешения на временное проживание и т.п. Поэтому исключение из перечня получателей помощи лиц без гражданства, иностранных граждан, лиц с неясным правовым статусом, лиц без определенного места жительства – необоснованно.

Кроме того, нередко встречается ситуация, когда лицо нуждается в помощи в связи с судебным делом (или иной юридической процедурой), которое рассматривается за пределами его места жительства. Например, в вышестоящем суде, суде (или ином органе), расположенном в другом регионе. В этом случае естественно обратиться в государственное бюро, расположенное в месте нахождения этого суда или его органа.

Статья 39, ч.7

Статья 39, ч.7

7. На лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь в негосударственных центрах бесплатной юридической помощи, распространяются положения частей 2, 3 и 5 статьи 29 настоящего закона.

Предлагается ввести указанную часть статьи с целью уравнять как в правах, так и в обязанностях лиц, оказывающих юридическую помощь в негосударственных центрах бесплатной юридической помощи, с работниками государственных бюро.

Статья 39, ч.8

 

 

Статья 39, ч.8

8. Учредители негосударственных центров бесплатной юридической помощи имеют право на возмещение затрат, понесенных при оказании бесплатной юридической помощи.

Возмещение указанных затрат является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Порядок  возмещения затрат, включая перечень документов, подтверждающих оказание бесплатной юридической помощи, а также порядок предоставления указанных документов определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Размер выплат, возмещающих указанные затраты, не может быть меньше, чем размер компенсации расходов адвоката, оказывающего юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно, установленный в данном субъекте Российской Федерации.

Статья 39, ч.8

 

 

Статья 42, ч.7

5. Юридические клиники не дают консультаций и не содействуют в подготовке документов по вопросам, связанным с уголовным судопроизводством.

 

Статья 42, ч.7

5. Юридические клиники не дают консультаций и не содействуют в подготовке документов по вопросам, связанным с уголовным преследованием лица, обратившегося за бесплатной юридической помощью.

См. комментарий к ст. 18, ч.1

 

Перечень предлагаемых поправок к проекту

Федерального Закона «О внесении изменений в некоторые федеральные законы в связи с принятием Федерального закона «О системе бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»»

Существующая редакция

Предлагаемое изменение

Комментарий

Название

Федеральный Закон «О внесении изменений в некоторые федеральные законы в связи с принятием Федерального закона «О системе бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»

 

Название

Федеральный Конституционный Закон «О внесении изменений в некоторые федеральные законы и федеральный конституционный закон в связи с принятием Федерального закона «О системе бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»

В связи с предлагаемой поправкой, необходимо внести соответствующие изменения в название закона.

Статья 5

 

 

Статья 5

Изложить параграф пятый статьи 53 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» ("Собрание законодательства РФ", 1994, № 13, ст. 1447; 2009, № 23, ст. 2754) в следующей редакции:

«Представителями сторон по должности могут выступать: руководитель органа, подписавший обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции, должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт, любой член (депутат) Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом. Представителями сторон могут быть также адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами, а также лица, оказывающие бесплатную юридическую помощь в государственных юридических бюро либо аккредитованных негосударственных центрах оказания бесплатной юридической помощи – в связи с оказанием бесплатной юридической помощи. Каждая из сторон может иметь не более трех представителей.

Существующая редакция Закона создает очень серьезное ограничение для лиц, нуждающихся в бесплатной юридической помощи, если решение их проблемы возможно лишь в порядке конституционного судопроизводства. Нанять себе адвоката, либо лицо, имеющего ученую степень – часто невозможно. Если общий смысл закона в создании системы государственной и негосударственной бесплатной «адвокатуры» для социально-незащищенных граждан – разумно распространить на лиц, оказывающих такую помощь, права адвокатов и в этом вопросе.

Соответственно, существующая статья 5 проекта закона становится статьей 6.