Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О системе бесплатной юридической помощи в Российской Федерации
Глава I. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы деятельности, правила организации и функционирования системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации.
2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на случаи участия адвоката в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда.
Статья 2. Цели настоящего Федерального закона
Целями настоящего Федерального закона являются:
1) обеспечение гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан на бесплатную юридическую помощь;
2) повышение уровня социальной и правовой защищенности малоимущих граждан, а также иных указанных в настоящем федеральном законе категорий граждан; обеспечение их доступа к правосудию, содействие в реализации их прав, свобод и законных интересов;
3) повышение правовой культуры населения, противодействие правовому нигилизму.
Статья 3. Правовое регулирование отношений, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи в Российской Федерации
1. Отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в Российской Федерации, регулируются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, настоящим федеральным законом и иными федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти в области юстиции (далее – федеральный орган юстиции).
2. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные гарантии прав граждан на получение бесплатной юридической помощи.
Статья 4. Основные принципы построения и функционирования системы бесплатной юридической помощи
Основными принципами построения и функционирования системы бесплатной юридической помощи являются:
1) направленность на защиту правомерных интересов граждан;
2) социальная справедливость;
3) личная незаинтересованность лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь;
4) доступность для граждан;
5) сочетание различных видов и форм бесплатной юридической помощи;
6) поощрение государством оказания бесплатной юридической помощи;
7) содействие органов государственной власти лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь;
8) преимущественное использование при оказании бесплатной юридической помощи современных информационных технологий, в том числе основанных на использовании сети «Интернет».
Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области функционирования системы бесплатной юридической помощи
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области функционирования системы бесплатной юридической помощи относятся:
1) разработка и реализация единой государственной политики в области бесплатной юридической помощи;
2) разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам бесплатной юридической помощи и контроль за их применением;
3) разработка и реализация федеральных целевых программ по правовому информированию населения, осуществление мероприятий по правовому информированию населения за счет средств федерального бюджета;
4) определение федеральных государственных органов, осуществляющих бесплатное правовое информирование;
5) обеспечение деятельности государственных юридических бюро, созданных Правительством Российской Федерации;
6) содействие органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в осуществлении ими мероприятий по оказанию бесплатной юридической помощи.
Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области функционирования системы бесплатной юридической помощи
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области функционирования системы бесплатной юридической помощи относятся:
1) участие в осуществлении государственной политики в области бесплатной юридической помощи;
2) разработка и издание законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам бесплатной юридической помощи и контроль за их применением;
3) разработка и реализация региональных целевых программ по бесплатному правовому информированию с учетом национальных и региональных социально-экономических, культурных и других особенностей, осуществление мероприятий по бесплатному правовому информированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
4) определение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих бесплатное правовое информирование;
5) обеспечение деятельности государственных юридических бюро, созданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
6) определение порядка компенсации расходов адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь в рамках системы бесплатной юридической помощи.
Статья 7. Понятие бесплатной юридической помощи
1. Под бесплатной юридической помощью понимается безвозмездное оказание государственным или муниципальным органом, государственным юридическим бюро, а также иными лицами, указанными в настоящем Федеральном законе, консультационных услуг юридического характера лицу, удовлетворяющему требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, в целях содействия осуществлению прав указанного лица, защиты его интересов и повышения уровня его социальной защищенности, а также информирование населения о праве в целях повышения уровня его юридической грамотности, усиления защиты прав и свобод граждан, преодоления правового нигилизма.
2. К бесплатной юридической помощи не относится консультирование граждан по политическим, экономическим, социальным, бытовым и иным подобным вопросам, не содержащее элементов правового характера.
Статья 8. Право на получение бесплатной юридической помощи
1. Граждане Российской Федерации имеют право на получение бесплатной юридической помощи в порядке, на условиях и в пределах, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Бесплатная юридическая помощь может быть предоставлена гражданину в пределах организационно-технических и кадровых возможностей организации или лица, оказывающих бесплатную юридическую помощь.
3. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на бесплатную юридическую помощь в Российской Федерации в случаях, предусмотренных международным договором.
Статья 9. Лица, имеющие право на получение бесплатной юридической помощи
1. Право на получение бесплатной юридической помощи в форме правового информирования признается за всеми гражданами Российской Федерации. Такое право не может быть ограничено по кругу лиц.
2. Право на получение бесплатной юридической помощи в государственных юридических бюро, созданных Правительством Российской Федерации, в форме правового консультирования имеют граждане, признаваемые малоимущими в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также граждане, указанные в части третьей настоящей статьи.
3. Право на получение бесплатной юридической помощи в форме правового консультирования в государственных юридических бюро, созданных Правительством Российской Федерации, вне зависимости от уровня дохода имеют следующие категории граждан:
1) инвалиды I и II групп;
2) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда;
3) неработающие пенсионеры;
4) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в государственных учреждениях стационарного обслуживания;
5) многодетные родители;
6) дети-инвалиды и дети, оставшиеся без попечения родителей (при обращении их законных представителей).
4. Круг лиц, имеющих право на бесплатное правовое консультирование в государственных юридических бюро, созданных Правительством Российской Федерации, может быть расширен Правительством Российской Федерации.
5. Круг лиц, имеющих право на бесплатное правовое консультирование в государственных юридических бюро субъектов Российской Федерации, определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
6. Круг лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в негосударственной системе бесплатной юридической помощи, определяется лицом, оказывающим помощь. В случае, если указанный круг лиц не определен, за бесплатной юридической помощью имеет право обратиться любое лицо.
Статья 10. Документы, подтверждающие право лица на бесплатное правовое консультирование в государственном юридическом бюро
1. Для получения бесплатного правового консультирования гражданин, признаваемый малоимущим в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляет в государственное юридическое бюро следующие документы:
1) документы, удостоверяющие его личность и место постоянного или преимущественного проживания;
2) справку о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина), полученном за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения за юридической помощью. Справка о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина) предоставляется гражданам в порядке, определенном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
2. Инвалиды I и II групп, ветераны Великой Отечественной войны, неработающие пенсионеры, многодетные родители, законные представители детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей, для получения бесплатного правового консультирования представляют в государственное юридическое бюро документы, предусмотренные пунктом 1 части 1 настоящей статьи, а также предусмотренные законодательством Российской Федерации документы, подтверждающие их принадлежность к указанным категориям.
3. Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в государственных учреждениях стационарного обслуживания, для получения бесплатного правового консультирования представляют в государственное юридическое бюро документы, предусмотренные пунктом 1 части 1 настоящей статьи.
Статья 11. Гарантии права граждан на получение бесплатной юридической помощи
1. Гражданину не может быть отказано в праве на бесплатную юридическую помощь по причинам расовой, национальной, половой и любой другой дискриминации.
2. Лицо, которому неправомерно отказано в предоставлении бесплатной юридической помощи, имеет право обратиться за защитой своего права в федеральный орган юстиции или в суд.
Статья 12. Система бесплатной юридической помощи
1. Система бесплатной юридической помощи в Российской Федерации состоит из государственной системы бесплатной юридической помощи и негосударственной системы бесплатной юридической помощи.
2. Государственная система бесплатной юридической помощи включает государственные центры бесплатной юридической помощи (государственные юридические бюро), а также федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В целях настоящего Федерального закона к государственной системе бесплатной юридической помощи относятся также органы местного самоуправления.
Адвокаты участвуют в оказании гражданам бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
3. Негосударственная система бесплатной юридической помощи включает негосударственные центры бесплатной юридической помощи, организованные адвокатами и их объединениями, нотариусами и их объединениями, общественными организациями, политическими партиями, юридическими клиниками при образовательных учреждениях высшего профессионального образования (далее – высшие учебные заведения), а также иными частными лицами.
Статья 13. Формы бесплатной юридической помощи
Бесплатная юридическая помощь может оказываться в форме бесплатного правового информирования и бесплатного правового консультирования.
Статья 14. Бесплатное правовое информирование
1. Бесплатным правовым информированием является такая форма бесплатной юридической помощи, при которой орган или лицо, оказывающие такую помощь, по собственной инициативе и в пределах своей компетенции предоставляют неопределенному кругу лиц информацию о характере и пределах прав, свобод и обязанностей граждан и юридических лиц, способах их осуществления и защиты, компетенции и порядке деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, о правилах оказания государственных и муниципальных услуг, о порядке обжалования действий органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, о порядке совершения отдельных видов юридически значимых действий и о типичных правовых ошибках при совершении таких действий.
2. Бесплатное правовое информирование осуществляется, как правило, посредством размещения правовой информации в местах, доступных для граждан, в средствах массовой информации и в сети «Интернет».
Статья 15. Бесплатное правовое консультирование
1. Бесплатным правовым консультированием является такая форма бесплатной юридической помощи, при которой орган или организация, оказывающие такую помощь, предоставляют по запросу гражданина правовую информацию, способствующую достижению гражданином определенного правового результата.
2. К бесплатному правовому консультированию, в частности, относятся:
1) предоставление консультаций и справок по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;
2) составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
3) представление интересов гражданина в гражданском судопроизводстве.
3. Бесплатное правовое консультирование осуществляется, как правило, по результатам обращения граждан в центры бесплатной юридической помощи, в федеральные органы исполнительной власти или в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по телефону, с использованием иных средств связи, а также на личном приеме.
Статья 16. Права и обязанности гражданина при оказании бесплатной юридической помощи в форме правового консультирования
1. Гражданин имеет право на получение информации о графике работы центра бесплатной юридической помощи, его местонахождении, способе проезда до центра бесплатной юридической помощи, о лицах, осуществляющих в нем правовое консультирование.
2. Гражданин имеет право на запись на правовую консультацию в соответствии с очередностью приема граждан, установленной в центре бесплатной юридической помощи.
3. Гражданин имеет право на получение квалифицированной, профессиональной и исчерпывающей консультации по интересующему вопросу.
4. Гражданин имеет право на получение информации о рисках правового характера, связанных с заключенной (планируемой к заключению) сделкой, совершением иного действия, которое может повлечь правовые последствия.
5. Гражданин имеет право на вежливое и уважительное отношение со стороны сотрудников центра бесплатной юридической помощи.
6. Гражданин обязан во время записи на прием и посещения центра бесплатной юридической помощи соблюдать нормы общественного порядка, уважительно относиться к сотрудникам центра бесплатной юридической помощи.
7. Гражданин обязан на личном приеме изложить все известные ему обстоятельства дела, представить относящиеся к делу необходимые документы, ответить на вопросы сотрудника центра бесплатной юридической помощи, проводящего консультацию.
8. Гражданин не должен своим поведением создавать препятствия для нормальной работы сотрудников центра бесплатной юридической помощи.
Статья 17. Круг вопросов, по которым осуществляется бесплатное правовое консультирование
1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют бесплатное правовое консультирование в пределах своей компетенции.
2. Государственные юридические бюро, созданные Правительством Российской Федерации, осуществляют бесплатное правовое консультирование по вопросам:
трудового законодательства;
законодательства о социальной защите, включая социальное обеспечение;
семейного законодательства;
жилищного законодательства;
земельного законодательства;
законодательства о защите окружающей среды;
законодательства о налогах и сборах;
заключения и расторжения сделок с недвижимым имуществом, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
защиты прав потребителей;
выплаты кредитов;
возмещения вреда;
наследственного права;
реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь, права на образование;
оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Государственные юридические бюро, созданные Правительством Российской Федерации, также осуществляют бесплатное правовое консультирование по делам, рассматриваемым судом в порядке особого производства.
3. Государственные юридические бюро не осуществляют бесплатное правовое консультирование, если гражданин имеет право на получение бесплатной юридической помощи в том же виде и по тому же вопросу в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Государственные юридические бюро, созданные Правительством Российской Федерации, не осуществляют бесплатное правовое консультирование в виде представительства интересов граждан в гражданском судопроизводстве по делам, по которым прокурор в соответствии с федеральным законом вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов соответствующего гражданина.
4. Круг вопросов, по которым осуществляют бесплатное правовое консультирование государственные юридические бюро, созданные органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
5. Круг вопросов, по которым осуществляется бесплатное правовое консультирование негосударственными центрами бесплатной юридической помощи, определяется лицами, создавшими указанные центры. Организаторы центра должны информировать граждан о круге вопросов, по которым осуществляется бесплатное правовое консультирование в данном центре, во время записи на личный прием.
Статья 18. Пределы и ограничения при оказании бесплатной юридической помощи
1. Бесплатная юридическая помощь не оказывается по вопросам:
1) связанным с уголовным судопроизводством;
2) связанным с осуществлением предпринимательской деятельности;
3) возникшим в связи с участием обратившегося за помощью гражданина в противоправной деятельности, в сделках, противных основам правопорядка и нравственности;
4) получившим ранее разрешение вступившим в законную силу судебным постановлением в случаях, если:
имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон;
истец отказался от иска и отказ принят судом;
стороны заключили мировое соглашение и оно утверждено судом;
5) по которым имеется ставшее обязательным для сторон, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда;
6) по которым после смерти гражданина, являвшегося одной из сторон по делу, спорное правоотношение не допускает правопреемство или ликвидация организации, являвшейся одной из сторон по делу, завершена.
2. Гражданину, имеющему в соответствии с настоящим федеральным законом право на получение бесплатной юридической помощи и обратившемуся за ее оказанием, выдается заключение о невозможности оказать юридическую помощь, если:
1) вопрос, с которым гражданин обратился в центр бесплатной помощи, не имеет правового характера;
2) гражданин просит составить заявление в суд и (или) осуществить представительство его интересов в гражданском судопроизводстве при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований;
3) гражданин просит составить заявление в суд и (или) осуществить представительство его интересов в гражданском судопроизводстве при наличии правовых препятствий к обращению в суд данного лица по данному вопросу.
Статья 19. Полномочия федерального органа юстиции в сфере оказания бесплатной юридической помощи.
1. Федеральный орган юстиции осуществляет выработку и реализацию государственной политики, нормативно-правовое регулирование, координацию и контроль в сфере бесплатной юридической помощи.
2. Федеральный орган юстиции:
1) вносит в установленном законодательством Российской Федерации порядке в Правительство Российской Федерации предложения о создании, реорганизации и ликвидации государственных юридических бюро;
2) издает нормативные правовые акты по вопросам деятельности государственных юридических бюро;
3) осуществляет методическое руководство деятельностью государственных юридических бюро, координацию и контроль деятельности государственных юридических бюро, созданных Правительством Российской Федерации;
4) определяет структуру и штатное расписание государственных юридических бюро, созданных Правительством Российской Федерации;
5) назначает директоров государственных юридических бюро, созданных Правительством Российской Федерации;
6) устанавливает порядок ведения государственными юридическими бюро учета поступивших к ним обращений граждан о бесплатном правовом консультировании;
7) осуществляет информационное и методическое обеспечение работы государственных юридических бюро в области правового информирования граждан;
8) осуществляет контроль за качеством юридической помощи, оказываемой работниками государственных юридических бюро, созданных Правительством Российской Федерации;
9) осуществляет в отношении государственных юридических бюро иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации;
10) координирует деятельность негосударственных центров бесплатной юридической помощи.
3. Территориальные органы юстиции:
1) осуществляют рассмотрение жалоб граждан на действия (бездействие) государственных юридических бюро, созданных Правительством Российской Федерации, включая отказ в бесплатном правовом консультировании;
2) осуществляют иные полномочия в сфере организации и функционирования системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Глава II. Государственная система бесплатной юридической помощи
Статья 20. Структура государственной системы юридической помощи
Государственная система бесплатной юридической помощи состоит из:
1) органов государственной власти Российской Федерации, органов прокуратуры Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее также – государственные органы);
2) государственных юридических бюро.
1. Федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции осуществляют правовое информирование граждан в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляют правовое информирование граждан в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
3. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляют правовое консультирование граждан в порядке, установленном для рассмотрения обращений граждан Российской Федерации Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
4. Органы прокуратуры Российской Федерации участвуют в государственной системе бесплатной юридической помощи в пределах компетенции, установленной федеральным законом, в том числе обращаясь в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Статья 22. Государственные юридические бюро
1. Государственными юридическими бюро являются организации, специально созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации для оказания бесплатной юридической помощи населению.
2. Государство ставит целью создание и функционирование государственных юридических бюро на всей территории Российской Федерации.
Статья 23. Правовое положение государственного юридического бюро
1. Государственное юридическое бюро является юридическим лицом и считается созданным с момента его государственной регистрации.
2. Государственное юридическое бюро создается в форме федерального бюджетного учреждения или бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации.
3. Государственное юридическое бюро обладает обособленным имуществом, предоставленным ему собственником на праве оперативного управления, имеет самостоятельный баланс или смету, счета в органах Федерального казначейства, расчетный и иные счета в кредитных организациях, печать, штамп и бланки установленного образца.
4. Государственное юридическое бюро в соответствии с законодательством Российской Федерации может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах.
5. Государственное юридическое бюро может создавать филиалы и открывать представительства.
6. Государственное юридическое бюро осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами и учреждениями социальной защиты населения, Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации, общественными и другими организациями.
7. Государственное юридическое бюро осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации социальное, медицинское и иные виды обязательного страхования своих работников, обеспечивает им условия для трудовой деятельности, своевременно выплачивает заработную плату в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивает гарантированные законодательством Российской Федерации размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников, несет ответственность за ущерб, причиненный их жизни и здоровью.
8. Государственное юридическое бюро ведет бухгалтерский учет и представляет информацию о своей деятельности в органы государственной статистики и налоговые органы, учредителю (учредителям) и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 24. Правоспособность государственного юридического бюро
1. Государственное юридическое бюро создается для осуществления следующих видов деятельности:
1) правовое консультирование граждан в форме устного консультирования, составления проектов юридических документов, судебного представительства;
2) правовое информирование населения в форме размещения информации правового характера в местах, доступных для граждан, в средствах массовой информации и в сети «Интернет».
2. Государственное юридическое бюро имеет право осуществлять издательскую деятельность, в том числе приносящую доход.
Статья 25. Имущество государственного юридического бюро
1. Государственное юридическое бюро владеет, пользуется и распоряжается своим имуществом в пределах, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника имущества и назначением имущества.
2. Земельные участки, занимаемые государственным юридическим бюро, закрепляются за ним в постоянное (бессрочное) пользование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на весь период его существования.
3. Собственник имущества государственного юридического бюро вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за государственным юридическим бюро либо приобретенным государственным юридическим бюро за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.
4. Государственное юридическое бюро не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим государственным юридическим бюро за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Государственное юридическое бюро не имеет право также совершать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных государственному юридическому бюро из федерального бюджета.
5. Государственное юридическое бюро несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества. Контроль над использованием имущества государственного юридического бюро осуществляется его собственником.
6. Доходы, полученные государственным юридическим бюро от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение государственного юридического бюро и учитываются на отдельном балансе.
7. Привлечение государственным юридическим бюро дополнительных средств за счет добровольных пожертвований физических и юридических лиц и других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой снижения финансирования за счет средств его учредителя (учредителей).
Статья 26. Создание и организация деятельности государственных юридических бюро
1. Государственные юридические бюро создаются в форме федеральных бюджетных учреждений по решению Правительства Российской Федерации и в форме бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации по решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. При определении очередности создания в субъектах Российской Федерации государственных юридических бюро должны учитываться следующие факторы:
1) степень обеспечения населения юридической помощью;
2) размер среднедушевого дохода в субъекте Российской Федерации;
3) число граждан, имеющих право на бесплатное правовое консультирование в государственном юридическом бюро;
4) готовность субъекта Российской Федерации участвовать в финансировании деятельности государственного юридического бюро;
5) позиция адвокатской палаты субъекта Российской Федерации по вопросу о создании государственного юридического бюро.
3. Органом государственной власти, осуществляющим функции по координации и контролю за деятельностью государственных юридических бюро, созданных Правительством Российской Федерации, а также функции собственника в отношении их имущества, является федеральный орган юстиции.
4. В решении о создании государственного юридического бюро должны быть указаны следующие сведения:
1) предмет и цели деятельности;
2) территориальная сфера деятельности;
3) предельная численность работников;
4) размер ассигнований на содержание создаваемого государственного юридического бюро в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
5. Государственные юридические бюро осуществляют свою деятельность на основании общего положения о государственных юридических бюро, утверждаемого Правительством Российской Федерации.
6. Государственные юридические бюро создаются, как правило, в административных центрах субъектов Российской Федерации.
7. Федеральный орган юстиции устанавливает структуру и порядок деятельности государственных юридических бюро, созданных Правительством Российской Федерации, с учетом обеспечения доступности профессиональной юридической помощи на всей территории Российской Федерации.
Статья 27. Директор государственного юридического бюро
1. Директор государственного юридического бюро назначается на должность и освобождается от должности приказом федерального органа юстиции (правовым актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации).
2. Директор государственного юридического бюро должен иметь высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию высшем учебном заведении, и стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет.
Статья 28. Попечительский совет государственного юридического бюро
1. В государственном юридическом бюро может создаваться попечительский совет из представителей органов государственной власти, а также представителей организаций и лиц, заинтересованных в развитии государственного юридического бюро.
2. Порядок создания и компетенция попечительского совета определяются общим положением о государственных юридических бюро.
3. Члены попечительского совета осуществляют свои функции на безвозмездной основе.
Статья 29. Работники государственного юридического бюро
1. Работники государственных юридических бюро назначаются на должность и освобождаются от должности директором государственного юридического бюро. При этом работники созданных Правительством Российской Федерации государственных юридических бюро, к обязанностям которых относится оказание юридической помощи, назначаются на должность и освобождаются от должности по согласованию с соответствующим территориальным органом юстиции.
2. Работник государственного юридического бюро, к обязанностям которого относится оказание юридической помощи, должен иметь высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию высшем учебном заведении.
3. Работник государственного юридического бюро, к обязанностям которого относится оказание юридической помощи, не вправе:
1) оказывать профессиональную юридическую помощь, если в отношении вопроса, с которым гражданин обратился в государственное юридическое бюро, он:
а) имеет личную заинтересованность;
б) участвовал в его рассмотрении в качестве судьи, третейского судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика;
в) являлся должностным лицом, в компетенцию которого входило принятие решения в интересах этого гражданина;
г) оказывает профессиональную юридическую помощь другому лицу, интересы которого противоречат интересам обратившегося гражданина;
2) разглашать сведения, сообщенные ему гражданином в связи с оказанием профессиональной юридической помощи, без согласия этого гражданина.
4. Федеральный орган юстиции устанавливает порядок проведения аттестации работников государственных юридических бюро, к обязанностям которых относится оказание юридической помощи.
Статья 30. Деятельность государственных юридических бюро по правовому информированию населения
1. Государственные юридические бюро осуществляют правовое информирование населения через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» и посредством распространения информационных материалов по вопросам правового характера.
2. Государственные средства массовой информации обязаны размещать информацию правового характера, подготовленную государственными юридическими бюро, в порядке и объеме, определяемых Правительством Российской Федерации.
3. Государственные юридические бюро должны иметь собственные сайты в сети «Интернет». Структура сайтов государственных юридических бюро, созданных Правительством Российской Федерации, порядок их создания и поддержки устанавливается федеральным органом юстиции.
4. Государственные юридические бюро должны размещать на своих сайтах в сети «Интернет» доступную для восприятия граждан информацию правового характера, способствующую повышению уровня правовой грамотности населения и преодолению наиболее типичных юридических рисков, сопровождающих повседневную жизнь граждан. Такая информация должна быть надлежащим образом структурирована и изложена в форме, не требующей специальных познаний в юриспруденции.
5. Государственные юридические бюро обязаны не реже чем один раз в год размещать на своих сайтах в сети «Интернет» обобщения наиболее типичных вопросов, задаваемых гражданами в процессе правового консультирования. Такие обобщения должны быть структурированы по тематике и изложены в форме, не требующей специальных познаний в юриспруденции.
Статья 31. Деятельность государственных юридических бюро по правовому консультированию граждан
Государственное юридическое бюро осуществляет бесплатное правовое консультирование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории, входящей в территориальную сферу деятельности государственного юридического бюро, определенную создавшим его органом государственной власти.
1. Государственное юридическое бюро должно в срок не более двух дней с момента получения от гражданина документов, необходимых для предоставления ему бесплатного правового консультирования, принять решение о его бесплатном правовом консультировании.
2. В день принятия решения о бесплатном правовом консультировании гражданина с ним заключается соглашение о бесплатном правовом консультировании, за исключением случаев бесплатного правового консультирования в виде устной консультации.
По соглашению о бесплатном правовом консультировании государственное юридическое бюро обязуется оказать гражданину, удовлетворяющему требованиям, указанным в настоящем Федеральном законе, юридические услуги.
3. Форма соглашения о бесплатном правовом консультировании устанавливается федеральным органом юстиции.
Статья 33. Участие адвокатуры в государственной системе бесплатной юридической помощи
1. Государственное юридическое бюро вправе привлечь адвоката к оказанию гражданину профессиональной юридической помощи.
Адвокат может привлекаться к оказанию гражданам профессиональной юридической помощи на основе постоянного сотрудничества с государственным юридическим бюро либо для разового оказания профессиональной юридической помощи конкретному гражданину.
2. Привлечение адвоката к оказанию профессиональной юридической помощи конкретному гражданину осуществляется по решению директора государственного юридического бюро или уполномоченного им иного работника государственного юридического бюро. Для привлечения адвоката к оказанию профессиональной юридической помощи конкретному гражданину государственное юридическое бюро направляет одному из адвокатов, с которым оно заключило договор о постоянном сотрудничестве, поручение об оказании гражданину профессиональной юридической помощи через соответствующее адвокатское образование.
3. Критерии и порядок принятия решения по вопросу о привлечении государственным юридическим бюро, созданным Правительством Российской Федерации, адвоката к бесплатному правовому консультированию конкретного гражданина устанавливаются федеральным органом юстиции.
4. Адвокат, привлеченный государственным юридическим бюро к оказанию профессиональной юридической помощи конкретному гражданину, оказывает гражданину профессиональную юридическую помощь непосредственно на основании договора с государственным юридическим бюро, без заключения соглашения с гражданином. По окончании работы он направляет в государственное юридическое бюро отчет об оказании гражданину профессиональной юридической помощи по форме, утверждаемой федеральным органом юстиции.
5. Государственное юридическое бюро рассматривает жалобы граждан на качество профессиональной юридической помощи, оказанной адвокатами, привлеченными государственным юридическим бюро к оказанию профессиональной юридической помощи гражданам.
6. Оплата труда и компенсация расходов адвоката, привлекаемого государственным юридическим бюро к оказанию гражданину профессиональной юридической помощи, производятся за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с функционированием государственного юридического бюро.
7. Порядок и размер оплаты труда адвоката при оказании профессиональной юридической помощи лицу, обратившемуся в государственное юридическое бюро, созданное Правительством Российской Федерации, устанавливаются договором в пределах размера, определенного Правительством Российской Федерации (органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации).
8. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации ежегодно не позднее 15 ноября направляет в государственное юридическое бюро информацию об адвокатах, привлекаемых к сотрудничеству с государственным юридическим бюро на постоянной основе либо для разового оказания профессиональной юридической помощи конкретным гражданам в предстоящем году, в порядке, установленном федеральным органом юстиции по согласованию с Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации. На основании полученной из адвокатской палаты субъекта Российской Федерации информации государственное юридическое бюро заключает с адвокатами договоры о постоянном сотрудничестве в предстоящем году по форме, утверждаемой федеральным органом юстиции.
9. Государственное юридическое бюро может привлечь адвоката для разового оказания профессиональной юридической помощи конкретному гражданину. В этом случае государственное юридическое бюро заключает с адвокатом договор о бесплатном правовом консультировании конкретного гражданина по форме, утверждаемой федеральным органом юстиции.
10. Федеральный орган юстиции осуществляет контроль за деятельностью адвокатов, осуществляющих бесплатное правовое консультирование граждан в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.
Статья 34. Участие органов местного самоуправления в системе бесплатной юридической помощи
1. Органы местного самоуправления осуществляют правовое информирование граждан в установленном ими порядке.
2. Органы местного самоуправления осуществляют правовое консультирование граждан в порядке, установленном для рассмотрения обращений граждан Российской Федерации Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также по телефону в установленном ими порядке.
Статья 35. Финансирование государственной системы бесплатной юридической помощи
1. Расходными обязательствами Российской Федерации в сфере оказания бесплатной юридической помощи являются:
1) материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности государственных юридических бюро;
2) полномочия федеральных государственных органов в области правового информирования населения.
2. Расходными обязательствами субъектов Российской Федерации в сфере оказания бесплатной юридической помощи являются:
1) материально-техническое и финансовое обеспечение оказания адвокатами профессиональной юридической помощи при непосредственном обращении к ним граждан в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи;
2) полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области правового информирования населения.
3. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации могут разрабатывать целевые программы по правовому информированию населения.
Глава III. Участие негосударственных организаций,
высших учебных заведений и юридического сообщества
в оказании бесплатной юридической помощи
Статья 36. Общие принципы участия негосударственных организаций, высших учебных заведений и юридического сообщества в оказании бесплатной юридической помощи
Участие негосударственных организаций, высших учебных заведений и юридического сообщества в оказании бесплатной юридической помощи осуществляется на основании следующих принципов:
1) принцип поддержки государством деятельности по оказанию бесплатной правовой помощи;
2) принцип добровольности оказания бесплатной правовой помощи;
3) принцип государственного контроля качества оказания бесплатной правовой помощи;
4) принцип законности при оказании бесплатной правовой помощи.
1. Частные лица и негосударственные организации могут участвовать в системе бесплатной юридической помощи путем создания негосударственного центра бесплатной юридической помощи (далее – организованная бесплатная юридическая помощь) или без создания такого центра (далее – индивидуальная бесплатная юридическая помощь).
2. Государство способствует развитию всех форм негосударственной бесплатной юридической помощи.
3. Частные лица и негосударственные организации могут создавать и участвовать в деятельности неограниченного числа негосударственных центров бесплатной юридической помощи, а также сочетать участие в индивидуальной бесплатной юридической помощи с участием в организованной бесплатной юридической помощи.
Статья 38. Индивидуальная бесплатная юридическая помощь
1. Любое лицо, допущенное в соответствии с законом к оказанию квалифицированной юридической помощи, вправе, руководствуясь мотивами благотворительности, оказывать бесплатную юридическую помощь гражданам и некоммерческим организациям. Такое право не может быть ничем ограничено. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, оказывать бесплатную юридическую помощь вправе также иные лица.
2. Круг лиц, которым оказывается бесплатная юридическая помощь, признаки, которым данные лица должны удовлетворять, формы, виды и порядок предоставления бесплатной юридической помощи указанным лицам определяются лицом, оказывающим бесплатную юридическую помощь, самостоятельно. Органы государственной власти и иные лица не вправе вмешиваться в деятельность по оказанию бесплатной юридической помощи, в том числе навязывать лицу, оказывающему бесплатную юридическую помощь, кандидатуры лиц, которым должна быть оказана бесплатная юридическая помощь.
Статья 39. Негосударственные центры бесплатной юридической помощи
1. Лицо или лица, заинтересованные в оказании бесплатной юридической помощи на постоянной основе (в том числе высшие учебные заведения, политические партии и общественные организации, объединяющие лиц юридической профессии), вправе создавать, в том числе совместно, негосударственные центры бесплатной юридической помощи. Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать таким центрам поддержку в определенных законодательством Российской Федерации формах.
2. Негосударственный центр бесплатной юридической помощи не является юридическим лицом. Лица, заинтересованные в создании негосударственного центра бесплатной юридической помощи, вправе организовать его деятельность на базе существующего или вновь создаваемого юридического лица в форме, предусмотренной гражданским законодательством.
3. Для создания негосударственного центра бесплатной юридической помощи необходимо выполнение следующих условий:
1) наличие помещения для приема посетителей;
2) наличие одного или более лиц, которые будут осуществлять консультирование посетителей, из числа лиц с высшим юридическим образованием, действующих на основании трудового или гражданско-правового договора с учредителями центра или с самим центром; в числе указанных лиц вправе выступать учредители центра;
3) аккредитация в федеральном органе юстиции или территориальном органе юстиции.
4. Негосударственные центры бесплатной юридической помощи вправе взаимодействовать друг с другом, в том числе заключать соглашения о сотрудничестве.
5. Правительство Российской Федерации может осуществлять стимулирование негосударственных центров бесплатной юридической помощи в определенных им в пределах своей компетенции формах, в том числе в форме финансовой помощи за счет средств федерального бюджета.
6. Государством могут устанавливаться дополнительные гарантии для учредителей негосударственных центров бесплатной юридической помощи.
Статья 40. Аккредитация негосударственного центра бесплатной юридической помощи
1. Аккредитация негосударственного центра бесплатной юридической помощи осуществляется в уведомительном порядке.
2. Учредители негосударственного центра бесплатной юридической помощи должны направить в территориальный орган юстиции уведомление, содержащее следующие сведения о негосударственном центре бесплатной юридической помощи:
1) наименование;
2) место приема посетителей;
3) имя или наименование и реквизиты каждого учредителя;
4) отраслевые пределы консультирования;
5) почтовый адрес, адрес электронной почты и телефон для связи.
3. Федеральный орган юстиции ведет реестр негосударственных центров бесплатной юридической помощи и размещает сведения из реестра на своем сайте в сети «Интернет». Порядок ведения указанного реестра и размещения сведений из него устанавливается федеральным органом юстиции, который вправе предусмотреть в нем обязанность учредителей негосударственных центров бесплатной юридической помощи с установленной периодичностью представлять информацию о продолжении деятельности центра.
4. Негосударственный центр бесплатной юридической помощи считается созданным с момента внесения сведений о нем в реестр негосударственных центров бесплатной юридической помощи.
Статья 41. Участие адвокатуры в негосударственной системе бесплатной юридической помощи
1. Адвокаты и их объединения вправе участвовать в системе бесплатной юридической помощи по собственной инициативе, в рамках программ бесплатной юридической помощи Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации или в сотрудничестве с государственными юридическими бюро.
2. Адвокаты и их объединения имеют право оказывать бесплатную юридическую помощь гражданам и юридическим лицам по собственному усмотрению. Такое право не может быть ограничено.
Статья 42. Участие юридических клиник в системе бесплатной юридической помощи
1. Высшие учебные заведения могут участвовать в системе бесплатной юридической помощи путем создания юридических клиник.
2. Юридические клиники могут создаваться в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) «Юриспруденция», для формирования у обучающихся навыков оказания бесплатной юридической помощи в виде правового информирования населения и правового консультирования граждан, а также в целях организации прохождения практики.
Решение о создании юридической клиники принимает высшее учебное заведение, в котором создается такая клиника.
Прохождение практики в юридической клинике включается в учебные планы соответствующих высших учебных заведений. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования, устанавливает меры стимулирования обучающихся к оказанию бесплатной юридической помощи в юридических клиниках сверх времени, предусмотренного учебным планом.
3. Порядок включения высших учебных заведений, создавших юридические клиники, в систему бесплатной юридической помощи определяется федеральным органом юстиции по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования.
4. Юридические клиники в рамках системы бесплатной юридической помощи распространяют общие знания о правовой системе государства, законодательстве Российской Федерации и его применении, дают гражданам устные и письменные консультации по правовым вопросам, в том числе разъяснения порядка обращения за защитой прав, свобод и охраняемых законом интересов, содействуют им в подготовке заявлений, жалоб, ходатайств и иных документов правового характера.
5. Юридические клиники не дают консультаций и не содействуют в подготовке документов по вопросам, связанным с уголовным судопроизводством.
6. Юридические клиники могут взаимодействовать с адвокатским и нотариальным сообществами, профессиональными сообществами юристов, правозащитными организациями, иными общественными объединениями.
Статья 43. Участие общественных организаций в системе бесплатной юридической помощи
1. Общественные организации, участвующие в системе бесплатной юридической помощи, вправе поддерживать государственные и инициировать альтернативные формы оказания бесплатной юридической помощи.
2. Указанную деятельность они осуществляют за счет собственных средств. Им может быть предоставлена государственная поддержка в определенных законодательством Российской Федерации формах.
3. Контроль деятельности общественных организаций по оказанию бесплатной юридической помощи, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, осуществляется федеральным органом юстиции.
Статья 44. Участие политических партий в системе бесплатной юридической помощи
1. Политические партии, участвующие в государственной системе бесплатной юридической помощи, вправе поддерживать государственные и инициировать альтернативные формы оказания бесплатной юридической помощи.
2. Указанную деятельность они осуществляют за счет собственных средств. Им может быть предоставлена государственная поддержка в определенных законодательством Российской Федерации формах.
3. Контроль деятельности политических партий по оказанию бесплатной юридической помощи, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, осуществляется федеральным органом юстиции.
Статья 45. Социальное партнерство при оказании бесплатной юридической помощи
1. Под социальным партнерством при оказании бесплатной юридической помощи понимается система взаимоотношений между федеральным органом юстиции и негосударственными организациями (кроме высших учебных заведений), участвующими в функционировании негосударственной системы бесплатной юридической помощи, которые на добровольной основе заключили соглашения о взаимодействии с федеральным органом юстиции либо территориальным органом юстиции, действующим в пределах делегированных ему федеральным органом юстиции полномочий. Типовая форма указанного соглашения утверждается федеральным органом юстиции.
2. Соглашения, заключаемые федеральным органом юстиции (территориальными органами юстиции) и организациями в рамках социального партнерства, предусматривают:
осуществление данными организациями поддержки государственных и (или) инициирования альтернативных форм оказания бесплатной юридической помощи;
дополнительные требования к указанным организациям;
меры государственной поддержки указанных организаций.
3. Организации осуществляют деятельность, предусматриваемую заключаемыми в рамках социального партнерства соглашениями, за счет собственных средств. Таким организациям может быть предоставлена государственная поддержка в определенных законодательством Российской Федерации формах.
Глава IV. Заключительные положения
Статья 46. Вступление настоящего Федерального закона в силу
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней со дня его официального опубликования.
2. Поручить Правительству Российской Федерации:
1) в трехмесячный срок со дня подписания настоящего Федерального закона принять нормативные правовые акты, предусмотренные статьями настоящего Федерального закона;
2) осуществить поэтапное создание государственных юридических бюро в субъектах Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 26 настоящего Федерального закона.
3. Поручить федеральному органу юстиции в трехмесячный срок со дня подписания настоящего Федерального закона издать нормативные правовые акты в соответствии со своей компетенцией, определенной настоящим Федеральным законом.
4. Государственные юридические бюро, созданные Правительством Российской Федерации на момент вступления настоящего Федерального закона в силу, продолжают свою деятельность на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации |
|